Общество
Театр для «особых детей»: в Архангельске для «Отдела боли» наступило «Время добра»

Театр для «особых детей»: в Архангельске для «Отдела боли» наступило «Время добра»

07.06.2021 13:10Мария АТРОЩЕНКО
Под занавес театрального сезона «особая» студия «Время добра» объединилась с московской группировкой «Отдел боли». Вместе они провели лабораторию по документальному театру.

«Отдел боли» вышел из знаменитого московского Театра.doc — «театра, в котором не играют». В прошлом году куратор группировки, режиссёр Зарема Заудинова и её участница Дарья Баранова приезжали в Архангельск на летний фестиваль книги «Белый июнь». Тогда на сцене архангельского драмтеатра представили «вербатим в наушниках» «Будущее.doc».

— И вот недавно среди ночи раздаётся звонок, и я слышу: «Это Сергей Самодов. Хотите приехать к нам на лабораторию?», — рассказала Дарья Баранова о своём очередном приезде.

«Отдел боли» пригласили поработать с «особыми» детьми из театральной студии «Время добра». Сделать это удалось в рамках проекта «Питер Пэн объединяет», который получил президентский грант. Студийцы уже не раз выходили на сцену, играли сказки, но дети растут, и их репертуар тоже должен был повзрослеть. Они исполняли самые разные роли, а тут создадут свой вербатим — будут говорить от своего лица. 

В центре внимания Театра.doc, из которого вышла группировка, всегда был человек, и в этом она идёт по стопам своих учителей.

— Мы документируем повседневность и анализируем её с помощью исследовательских инструментов, пытаемся искать язык денормализации насилия. В России нет этого языка, он только едва зарождается. Ведь как только ты что-то произносишь, оно начинает существовать, а значит, есть возможность научиться с этим работать, — отметила Зарема Заудинова.

Люди читают документальный текст интервью в наушниках — так в Архангельске проходил спектакль «Будущее.doc» в технике headphone verbatim.Люди читают документальный текст интервью в наушниках — так в Архангельске проходил спектакль «Будущее.doc» в технике headphone verbatim.

Героями проектов «Отдела боли» — спектакля «Твой календарь/пытки», акции «Три сестры» — становились фигуранты «Пензенского дела» и сёстры Хачатурян. А тут вдруг — «Время добра» и «особые» дети. Но по словам участницы «Отдела боли» Дарьи Барановой, тут нет противоречия: они работают с очень разной болью.

— У нас речь о человеческих переживаниях, а не о переживаниях по поводу инвалидности, — пояснила Дарья Баранова. — Понятно, что эту тему невозможно обойти: это всё равно, что не заметить слона в комнате. И понятно, что проблемы человека с инвалидностью во многом завязаны на его теле. И истории, которые рассказывают ребята, тоже связаны с их особенностями, они о них говорят смело и прямо. Но прежде всего у нас в лаборатории важны истории людей, а не истории людей с особенностями. Мы даже не знаем названий всех заболеваний ребят. За любым возрастом, диагнозом, гендером всё равно скрывается человек. Ребята говорили, что над болью удобно поржать. Это их способ переживания, и он только их. Думаю, они узнают, если, конечно, ещё не знали, что они интересны сами по себе. Как и любой человек в принципе.

Одновременно с работой в лаборатории студийцы выпускали спектакль «Игра» в рамках проекта «Поле экспериментов».Одновременно с работой в лаборатории студийцы выпускали спектакль «Игра» в рамках проекта «Поле экспериментов».

По словам Дарьи Барановой, у лаборатории довольно свободная структура. Ребята сами определяют, в каком направлении пойдёт их документальный текст. Постепенно тема вырисовалась — «очень неожиданная для всех», но её пока решили сохранить в секрете.

— Мы с Заремой скорее помогаем ребятам писать свой вербатим, — сказала Дарья. — Они ведь себя лучше знают, чем мы. Они ужасно общительные. Это очень круто. И это, на самом деле, так расслабляет. Я ужасно боялась, что мы придём, и они нам скажут: «Ну, рассказывайте, что нам делать». Но тут как-то сразу нашёлся контакт. В основном мы просто ржём.

Во время работы студийцы познакомились и с техникой «вербатима в наушниках».

— По-моему, им ужасно понравилось погружаться в текст другого человека, — поделилась участница лаборатории. — Ребята очень чувствительны к речи. Когда они воспроизводили речь подростков, у которых мы брали интервью по всей России, они очень круто угадывали их жесты, хотя и не видели их. Ребята будут друг у друга брать интервью, и мы попробуем сделать упражнение с headphone-verbatim с их собственными историями.

По словам самой Дарьи, для неё знакомство со студийцами стало уникальным опытом.

— Это идеальное сообщество для того, чтобы мне как человеку научиться общаться по-разному с каждым человеком, — пояснила она. — Поневоле к каждому ищешь свой подход: кто-то сильно заикается, кому-то нужна помощь при передвижении. Учишься спрашивать: «Как тебе удобно?». Забота о комфорте другого — это суперкруто. Все мы разные и было бы классно, если бы с каждым из нас разговаривали по-своему, как с отдельным человеком, а не представителем группы.

Кстати, во время пребывания в Архангельске участницы «Отдела боли» увидели студийцев во всей красе в спектакле «Питер Пэн».

— В спектакле они идеально вписаны в структуру, — поделилась Дарья Баранова, — они сами от себя кайфуют, и я не увидела такого, чтобы их на руках носили: «Посмотрите, какие у нас ребята…». Они просто идеально вошли в спектакль, идеально сыграли и такие: «Кажется, мы молодцы».

Предполагается, что личные истории ребят воплотятся в полноценном спектакле в будущем театральном сезоне, но каким он будет и когда, пока судить рано. Пока же студийцы поделились впечатлениями от участия в лаборатории.

Иван Грязнов.Иван Грязнов.

Иван Грязнов:

«Это что-то новое. Про себя рассказывать я не боюсь, потому что здесь все, кого я давно знаю».

Ян Кузнецов.Ян Кузнецов.

Ян Кузнецов:

«Проще раскрываться перед чужими людьми, чем, например, перед родными. А с девушками было очень просто. Кто-то начинал, а кто-то подхватывал: „О, у меня такая же была история!“. Тема первого домашнего задания была — кого мы хотим сыграть в театре и почему. А другое домашнее задание было — взять друг у друга интервью. И задавать такие вопросы, которые мы никогда не задавали. Меня это поставило в тупик. Потому что я ребят знаю с самого начала театральной студии, для меня это дети, я не могу задавать им личные вопросы. Но девочки нам сказали, что цель спектакля — рассказать зрителям о нас, чтобы они поняли, что они не одни в этом мире. А меня всегда гложет: будут ли человеку интересны мои проблемы, если у него своих хватает, если у него, например, денег нет? Хотя, с другой стороны, все мы люди как бы одинаковые».

Анастасия Белых.Анастасия Белых.

Анастасия Белых:

«Очень интересно слушать и рассказывать самим. Тут все сразу раскрылись. Это радует очень сильно, когда про твою проблему слышат и понимают.»

Александр Боярский.Александр Боярский.

Александр Боярский:

«Это для нас новое открытие, новая техника, новое творчество. Конечно же, это непривычно. Надо собраться с духом, настроиться и рассказать. Даже при своих боязно про себя говорить. А уж при других — это надо такую смелость!..».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.