Всемирно известный писатель-маринист Валентин Пикуль жил в этом доме на улице Полярной всего год, ещё в глубоком детстве. Аварийную «деревяшку» от сноса рьяно защищали активисты. Теперь за состоянием здания следит областная инспекция по охране культурного наследия. Однако сам дом пока понемногу разрушается.
Исполняющая обязанности руководителя инспекции Екатерина Коротенкова отмечает:
«Естественно, наша позиция — сохранить этот объекта, и другой позиции быть не может. Вопросы в первую очередь — к собственнику объекта, поэтому мы собираем рабочее совещание, на котором будем разрабатывать какие-то мероприятия по его сохранению».
Город с 2018 года уже потратил более четырёх миллионов рублей на охрану расселённого здания. Изначально был план передать его в частные руки.
Заместитель главы города по финансово-экономическим вопросам Олег Бачериков поясняет:
«Администрация предпринимает шаги по сдаче дома в аренду на льготных условиях по цене один рубль за квадратный метр, с тем чтобы объект попал в хорошие руки и был реконструирован не за счёт бюджета, но с сохранением всех тех требований, которые сегодня предъявляются к объекту культурного наследия».
Прошло уже два аукциона, но никто из желающих взять на баланс дом-призрак так и не заявился. Снести здание нельзя, только реконструировать. Также требуется организовать комнату-музей Пикуля и использовать только в образовательных или туристических целях.
Теперь решение о судьбе этого дома будет принимать городска администрация совместно с областной инспекцией.
Глава Северодвинска Игорь Скубенко комментирует:
«Желание муниципалитета — минимизировать расходы местного бюджета, поскольку у нас опыта реставрации подобных объектов нет, но мы понимаем что это дорогостоящее предприятия. Поэтому мы хотим как раз обсудить с инспекцией возможности включения этого объекта в том числе и в федеральные программы и фонды поддержки».
На само деле, это единственная надежда. Ведь только проект реконструкции может стоить более десяти миллионов рублей. О суммах непосредственно строительных работ вообще пока не говорят. Но это тоже десятки миллионов рублей.