Вместо долгих речей в галерее — пара слов у входа в подземелье. Вместо красной ленточки — сигнальная. Вместо ножниц — канцеллярский нож.
Вниз ведёт крутая каменная лестница. Спускаясь по ней, чувствуешь, как холод и полумрак затягивают. Андеграундное пространство завлекает тревожным оранжевым светом фонарей и яркими цветами плакатов и картин на обшарпанных стенах. Бомбоубежище было построено для коллектива типографии «Правда Севера» в 1980-м. Сейчас же в нём нашло временное прибежище современное искусство.
Здесь собраны работы шести художников — Андрея Кипрея, Анастасии Плужниковой, Александра Скрупулёзного, Ильи Касатика, Клары Джафаровой и Михаила Трещёва. Здесь плакаты, картины, инсталляции и арт-объекты. Например, «Пьяный корабль» из Северодвинска. Но, конечно, главным объектом здесь становится сам бункер. То есть, это такой выставочный сайт-специфик. Правда, организовывали в Архангельске выставки и в более неожиданных местах — внутри Кузнечевского моста, например.
Всё началось с поиска места, рассказал Андрей Кипрей.
— Я просто знаком с ребятами, которые тут работают в «Объекте 32», — пояснил он. — Встречались по делу тут во дворе, и я спросил: «Есть ли у вас какое-то помещение интересное? Может, какой-то подвал, Богом забытый… Хочу выставку собрать». И вот мы спустились сюда, и я влюбился.
Если быть точным, выставка состоялась в рамках проекта «Субъект» «Объекта 32». Пустующие помещения типографии здесь открывают для творческих инициатив.
Под каждой работой вместо белых визиток с именем художника и названием — нарисованные чёрной краской прямоугольники, обеспечивающие участникам выставки иллюзорную анонимность.
— Это родилось в самый последний момент, — поделился Андрей Кипрей. — Я-то, в принципе, хотел сделать по-выставочному, по серьёзному: с названием работ, с автором. Но пока концепция выставки мутировала, я наблюдал за откликом участников, и подумал, что не буду.
Пространство бомбоубежища похоже на лофт с несколькими маленькими комнатками. Эти закутки сами по себе становятся объектами. Их художники оформляли общими силами.
После 2020 года, когда все или почти все узнали, что такое изоляция, сложно воспринимать выставку в отрыве от пандемии. С другой стороны, сегодня, после недавней эскалации конфликта между Израилем и Палестиной, трудно отключиться от изначального назначения этого подземного сооружения.
— Изначально была идея создать атмосферу такого подземного города, — рассказал Андрей Кипрей. — Изначально у меня возникла метафора использования бомбоубежища как укрытия от бомбардировки визуального шума в городской среде.
1 июня, на экваторе выставочного проекта, здесь состоится презентация фестиваля авторских наклеек, зародившегося в Санкт-Петербурге. 6 июня пройдёт закрытие выставки и распродажа картин. Посмотреть расписание работы бункера можно здесь.