Свой вечерний музейный променад мы начали с площади Ленина, 2. Там мы задержались, потому что в музее ИЗО открылась очень любопытная выставка — «Лоскутная мозаика». Известнейший северодвинский живописец и монументалист Валерий Саков представил публике результат пандемийного эксперимента — плакатно-яркие, но философские по содержанию картины в новой для него лоскутной технике. В дополнение к тому, что это очень красиво, это ещё и экологично: чистой воды ресайклинг.
— Весь прошлый год я просидел в самоизоляции, — рассказал художник о рождении проекта. — Краски у меня кончились, холстов тоже практически не было. И я попробовал испытать новые материалы. Очень много выбрасывается картона — из-под телевизоров, из-под холодильников. Он такой толстый и прочный. Я сшивал несколько листов картона, а потом натягивал на них ткани различные. Старой одежды ведь полно — всякие рубашки, костюмы, перчатки, носки… Всё пошло в дело. Мне понравилось, что эти кусочки ткани очень цветные, причём этот цвет уже готовый, надо только скомпоновать. Ну, и ещё тему придумать нужно, а потом развивать её на картине. В принципе, не сложно. Даже ребёнок справится.
Выставка неслучайно называется «Лоскутная мозаика».
— Мозаика ведь бывает разная — из камушков, из дерева, из цветов даже бывают мозаики, — сказал Валерий Саков.
Не долго думая, художник провёл для первых посетителей вернисажа экскурсию. Так, на одной из лоскутных картин художник изобразил Земной шар. Хотя одна из посетительниц предположила и даже настаивала, что это голубая радужка глаза художника.
— Вообще-то у меня глаза серые, — сказал Валерий Саков. — Нет, это Земля в космосе. В этом круге существует своя особая жизнь.
На одной из картин художник изобразил свою сестру Веру. А рядом с Землёй — крупную красную рыбину и быка, который нюхает цветочки.
— Сейчас год быка у нас, и поэтому я нарисовал быка, чтобы показать, что он совсем не злой, а дружелюбный, и нюхает даже ромашки, — сказал художник. — Это символ доброты и любви к красоте.
На панно «Ожидание зимы» пошли старые перчатки. А вратарю с одноимённой картины достался другой предмет одежды художника.
— Это голкипер, вратарь, — добавил Валерий Саков. — Я пожертвовал свои трусы ему.
Одна из работ посвящена древнему Египту. Вдохновением послужила наволочка с соответствующим сюжетом и сами египтяне, которые «организовали диалог между космосом и Землёй».
Одна из центральных картин выставки — «Дерево любви». На этой дереве растёт то самое яблоко. Но то, что Адам его надкусил, художник связывает не с грехопадением, а с зарождением любви на Земле. С помощью лоскутков художник выстраивает свою внутреннюю мифологию, пишет свою собственную сказку.
— В море очень много ракушек, — рассказал Валерий Саков, показывая одноимённую картину, — это домик для маленьких улиточек, но там, по поверьям, живут ещё и русалки. И вот я решил нарисовать такую золотистую ракушку. В планах ещё нарисовать русалку.
А в картине «Лист» художник пытался разгадать мировую тайну, имя которой — фотосинтез.
— Из маленького зёрнышка вырастает огромное дерево, и вся планета становится цветущей, — отметил Валерий Саков. — Без зелени, без листочков, Земли бы не было, ничего бы не было вообще. Сейчас многие думают, что нужно, чтобы Марс стал зелёным. Тогда и жизнь на Марсе бы появилась, и все бы туда рванули на космических кораблях с рюкзаками. Не в Крым, не в Египет, а на Марс.
А другая картина — «Лукошко»: ягод в нём хватило бы, чтобы наварить варенья на всех жителей Земли.
Рассматривать лоскутные мозаики одно удовольствие, но мы отправились дальше. В музее Писахова наткнулись на очередь. Ещё бы! «Ночь музеев» здесь сегодня не просто главная музейная ночь года, а возвращение на круги своя. Ведь музей был много лет закрыт и, соответственно, и «Ночей» никаких не было. Во время акции многие архангелогородцы воспользовались случаем впервые побывать в гостях у живописца и сказочника после ремонта.
Северный морской музей раскинул свои площадки не только внутри, но и снаружи, на Красной пристани. На причале № 108 стоял теплоход «Коммунар», который теперь принадлежит музею. А на входе в Севмор развернулась настоящая палатка полярника. Её у музея установили партнёры — национальный парк «Русская Арктика».
Внутри гостей встречал настоящий полярник с завидной бородой — сотрудник нацпарка Михаил Корельский, за плечами у которого 40 посещений Северного полюса. Хотя каждый раз, по словам Михаила, как в первый раз.
— Здесь есть всё необходимое для жизни, можно хоть сейчас оставаться жить, — рассказал про палатку сотрудник нацпарка. — При экстремальных температурах я, конечно, не жил в такой палатке, но мои коллеги на острове Алджера жили в ней два полевых сезона. Здесь спокойно могут разместиться четыре человека.
В самом же музее посетителей встречала интерактивная экспозиция «Территория смелых» — «домик полярника» советского образца. Посетители «Ночи музеев» смогли сделать там атмосферные фотографии перед тем, как выставка отправится на ледокол «Красин» в Санкт-Петербург.
А на первом этаже музея актёр Архангельского театра кукол и студии «Понарошку» Илья Логинов собрал полный зал на премьере моноспектакля о Летучем Голландце. В программе были пиратские песни.
Из Севмормузея мы, конечно, отправились в Гостиные дворы. Там тоже всего было довольно — и музыки (в исполнении группы ANA во главе с Анастасией Рычковой), и мастер-классов (например, по изготовлению моржа в технике «оригами»), и новых выставок.
Атмосферности «Ночи музеев» в Гостинках, как всегда, добавляли участники клубов исторической реконструкции. Например, ребята из военно-исторического клуба «Северная Двина» высадились на выставке «Студёное море. Северные рубежи», посвящённой освоению и обороне Поморья.
В одном из четырёх залов на вопросы посетителей с готовностью отвечали юноши в форме солдат Первой мировой войны и девушка в облачении сестры милосердия.
— На мне форма солдата Российской империи. По погонам — 17-й Архангелогородский полк, — рассказал Роман Тюленев, одетый в форму пехотинца, с оригинальной гранёной винтовкой Мосина в руках. — Винтовка 1913 года, стояла в вооружении царской армии. Здесь даже клейма сохранились, хотя в большевистской России старались их стирать.
— А на мне форма рядового полка генерала Маркова, формирования Белой армии. Они находилось на Юге России, на Севере их не было, — добавил Владислав Давыдов.
На «Ночь музеев» реконструкторы принесли артефакты из своей коллекции, которой и музей бы не погнушался.
— Здесь ничего музейного нет, — рассказал руководитель клуба «Северная Двина» Иван Соловьёв. — Музейное всё под стёклами. Для того, чтобы это всё собрать, нужно достаточно времени и средств. И, конечно, знание предмета — чтобы не купить фуфло. Есть барахолки, интернет-магазины. К сожалению, в Архангельске до сих пор не нормального блошиного рынка, как в Москве или в Питере, где за шапку сухарей можно купить предметы, которые в интернете стоят несколько тысяч. Вот буквально вчера нам по почте пришли два дореволюционных солдатских котелка. Что-то находим сами на местах боёв, по разным брошенным домам. А ещё сами варим, пилим, строгаем, лудим… Вот, например, ремень Владислав сам себе сшил.
Одним из главных событий музейной ночи в Гостиных дворах стало открытие выставки, посвящённой столетию физика, правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова. Передвижную стендовую выставку в Архангельск отправил Архив и мемориальная квартира академика. В год его столетия такие выставки открываются по всей России.
Первые посетители выставки неожиданно попали на... лекцию по физике от доктора физико-математических наук, проректора САФУ по инновационному развитию Марата Есеева. Те, кто оказался к такому повороту не готов, продолжили путь. Благо, музейная ночь была ещё в самом разгаре. А с ней - и другие лекции, и экскурсии, и спектакли, и показ мод. Но и набережной было, на что посмотреть - солнце как раз клонилось к закату, оставляя на Двине широкую золотую дорожку.