Решение спектакля режиссёру подсказал сам Фернандо Пессоа. Его книга была опубликована посмертно, собранная из сотен фрагментов — некоторые из них находились одномоментно, в бабушкином сундуке, некоторые всплывали впоследствии, оставленные на бланках телеграмм, календарных листах, книжных страницах и на чём попало. «Книга непокоя» существует в разных изданиях, переводах и комбинациях. Вот и каждый новый двухчасовой спектакль Ильи Мощицкого — это уникальная комбинация из разных кусочков, выбранных артистами.
Художник проекта Сергей Кретенчук, эстет, любитель эротичного диско-гротеска, словно облил пространство зрительного зала глянцевым оранжево-алым лаком, не оставив на полу, на кубах-табуретах, стойках и на местах для публики ни единой щербинки. Вокруг красным-красно, так, что кажется, будто смотришь на происходящее через тепловизор или через красные линзы очков героя сериала «Псих».
В центре художник расположил главный объект — гипсовую ракушку размером примерно метр на метр. В центре этого блюда лежала поблёскивающая перламутром жемчужина, на которую тонкой струйкой, как соус, по натянутой струне текла чёрная жижа, похожая на нефть. Нефть в морской раковине фрустрирует, как тела морских животных на побережье Камчатки. Но, отвращая, процесс загрязнения одновременно завораживает: за течением этой струйки, хотя бы из любопытства, переполнится ли чаша-раковина, можно наблюдать весь спектакль, и время не будет потрачено зря.
Этот образ силён и сам собой в своём первозданном значении, и множеством других смыслов, которые может породить. Аллегория вроде бы понятна — прекрасное и безобразное, натуральное и искусственное, искусство и жизнь. Ибо сказано в книге:
«Почему искусство прекрасно? Потому что оно бесполезно. Почему некрасива жизнь? Потому что вся она — цели, и намерения, и усилия».
По бокам от ракушки-блюдца лениво вертели длинными шеями два робота-экскаватора с ковшами.
Я (о таком спектакле имеет говорить только от первого лица) шла на премьеру, заранее тревожась. Мы принадлежим к логоцентричной культуре и заточены на постижение смысла. А искать однозначный месседж в «Книге непокоя», этой «автобиографии без фактов», «истории без жизни», да ещё в постановке режиссёра Ильи Мощицкого, который не ходит линейными путями, — всё равно, что зажигать спички в открытом космосе. Но странным образом в этом безвоздушном пространстве «Книги непокоя», которая «ничему не учит, ничему не заставляет верить, ничего не заставляет чувствовать», пришло состояние покоя и свободы. Это, действительно, прекрасно и бессмысленно — быть не внутри спектакля, а рядом с ним, и знать, что он ничего от тебя не требует. Просто быть и ни о чём не думать. Переживать эти «впечатлений без связи, без желания связать их». Подстраивать свой внутренний ритм под ритм спектакля — то медитативный, сонный, то нервный, конвульсивный.
Спектакль начинается с перформативного акта. Минут десять, а то и 15, артисты, один за другим входящие в пространство покоя/непокоя (кому как), находятся в зале, не говоря ни слова. Эти минуты без слов, почти в тишине, не считая звуков «Симфонии непокоя» композитора Дмитрия Саратского, даны зрителям на то, чтобы сонастроиться с ними, замедлиться, погрузиться в нечто и ничто. Артисты никого не играют, они просто дышат одним воздухом со зрителями, с равнодушным любопытством осматриваются и выбирают себе место, постепенно замирая. Они несут свои тела, как произведения искусства, так что глядя на них становишься немного вуайеристом. Женские тела объективированны, мужские лишены маскулинности.
Причудливые эротичные костюмы ничего не символизировали. Как там в анекдоте: «Во-первых, это красиво». А во-вторых? А нет «во-вторых», просто красиво. Здесь нет персонажей, но мозг всё равно придумывает имена: фотограф-наблюдатель (Степан Полежаев) — с налипшими на лоб завитками чёлки, в юбке и модных в этом сезоне ботах на тракторной подошве; русалка в кроксах (Ирина Булыгина) — почти что полностью, за исключением двух ромбов из ткани, обнажённая ниже пояса; вдова в вуали, не прикрывающей кружевного белья (Марина Земцовская), отчаянная домохозяйка из 1970-х — на гигантских стрип-туфлях (Екатерина Королёва), дикая орхидея (Евгения Плетнёва) с засушенными цветами, примотанными плёнкой к предплечьям; нимфа в облаке полупрозрачного пудрово-розового шифона (Татьяна Потоцкая), нежный мальчик с полоской кружева, как бюстгальтером, на груди (Вячеслав Кривоногов)…
Когда кто-то из них всё же первый заговаривает, давая прозвучать «Книге непокоя», я не испытываю привычной радости от осознания того, что спектакль начался. Потому что было хорошо и так. Я готова была просто быть рядом с ними в этой разряженной атмосфере соприсутствия.
«Я оставляю их запертыми в своих комнатах, безвольно простёртыми на постелях, где они лежат без сна, я оставляю их беседующими в залах, откуда доносятся до меня музыка и их голоса».
Давая прозвучать фрагментам книги, артисты словно гетеронимы — вымышленные личности Фернандо Пессоа, — присваивали его поэзию в прозе и дарили её всем остальным, ничего не ожидая взамен. Можно было вслушиваться и узнавать парадоксы португальского поэта в своём существовании, а можно было просто слушать музыку вкрадчивых голосов под «Симфонию непокоя», как песню на иностранном языке. Спектакль будто говорил: «Можешь побыть здесь со мной? А если я многого прошу — можешь хотя бы побыть здесь с собой? А если и это слишком много — можешь просто побыть здесь?». Тем более, что к текстам потом можно вернуться — перейти по QR-коду на полароидном снимке с авторским дизайном в телеграм-программку.
Камера в руках у фотографа Полежаева фокусируется не сразу. Изображение с неё выводится на три экрана, но сначала они транслируют лишь размытые светящиеся пятна — как солнечный свет, проникающий сквозь закрытые веки. Но вот фотоаппарат находит фокус, и на экранах начинают появляться те части тел, на которые наблюдатель наводит объектив: мочка уха, подбородок, открытый рот, завитки волос у шеи, руки на бёдрах…
«Во мне живёт стремление к постоянной перемене объектов внимания, какое-то нетерпение, присущее самой душе, её можно сравнить с легкомысленным ребёнком; беспокойство, постоянно возрастающее и всегда то же самое. Всё меня интересует, но ничто не привязывает».
Камера переходит к другому объекту, но выхваченное изображение отстаёт и чуть задерживается на экране, как воспоминание. Пользуясь графическим планшетом, чёрная вдова что-то рисует — то пчёлку, то цветок, — поверх затормозившей картинки, словно приукрашивая её.
В какой-то момент вечер перестаёт быть томным: гетеронимы начинают проявлять признаки беспокойства — задыхаться, хватать ртом воздух, как рыбы. Внезапно в пространство «Книги непокоя» вторгается громкая музыка, будто какие-то соседи сверху врубили громкость на максимум. Герой Антона Чистякова — в вязанной шапочке и с влажным лицом, — заходится в каком-то припадке, и, глядя на него, я ловлю себя на том, что моё тело тело дёргается в такт его судорогам, как на рок-концерте. Одновременно с артистами в движение приходят и роботы: экскаваторы погружают ковши в ракушку, зачёрпывают нефти и — плюх! — оставляют чёрные кляксы и капли на блестящем глянцевом полу. Русалка на четвереньках крадётся к раковине, чтобы тоже окунуть туда руки. Наступает разрядка — эмоциональная, сексуальная.
Пока все пытаются отдышаться, под весёленькую водевильную музычку из фойе в зал деловито, как школьный завхоз, входит худой мужчина в чёрной водолазке и трусах (Александр Берестень). Набирая нефть из ракушки в ведро, он уже без всякого пафоса разливает её по полу. В одну из таких неаккуратных луж с наслаждением опускает ножки розовая старлетка (Анастасия Полежаева). Камера надолго «залипает» на её испачканных ступнях. Человеческая жизнь — это отпечаток босой ноги на пятне, которое оставил Бог.
Ещё спустя какое-то время дикая орхидея проходит по залу с миской свежих голубых цветов, похожими на люпины. Гетеронимы их с нежностью и благодарностью принимают. Восторг сменяется новым приступом экзальтации: аплодисменты всем (других не будет)! Припадок стихает столь же внезапно, как и начался. Гетеронимы снова успокаиваются, и лишь одна русалка продолжает ещё какое-то время хлопать в тишине. Цветы же, разбросанные в пылу, остаются лежать на полу, в чёрной грязи, их стебли хрустят под ботинками.
Всё вокруг погружает в розовый свет фитоламп, а на экранах в многократно ускоренном режиме всходят зелень. Как говорится, пусть расцветают сто цветов. Крики животных, птиц, людей. А дальше — тишина.
«Вся жизнь человеческой души — это движение в полумраке. Мы живём в сумерках сознания, никогда не будучи уверенными, что знаем, кто мы или кем мы себя воображаем. <…> Мы являемся чем-то, проходящим в течение одного спектакля».
Финала в спектакле нет. Его, как и всё лишнее — аплодисменты, поклоны, — убрали, чтобы зрители побыли ещё в своём непокое. Нефть продолжает капать на жемчужину, и я не хочу думать о том, что вот-вот её выключат: кажется, она может струиться вечно. Я ухожу, думая о том, что ключ к обретению покоя — в любовании непокоем.