Речь идёт об объектах ремонта и капремонта, работы по которым проходят в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
— В России в ответ на возрастающие нагрузки на автомобильные дороги меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства асфальтобетонных дорожных покрытий, — рассказал директор дорожного агентства «Архангельскавтодор» Игорь Пинаев. — Перед дорожниками стоят задачи повышения качества на разных стадиях производства и укладки асфальтобетонных смесей, увеличения их срока службы. В новых национальных стандартах качества отражаются современные требования к асфальтобетонным смесям. Сегодня «Архангельскавтодором» активно внедряются применяемые на федеральных трассах, доказавшие свою результативность передовые практики и технологии.
В частности, в рамках реализации на региональной сети автодорог Поморья национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с 2021 года применяется новый комплекс нормативных документов, взамен применяемых ранее ГОСТ 9128 и ГОСТ 31015 применяются ГОСТ Р 58406.2 на асфальтобетон и ГОСТ Р 58406.1 на щебёночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Нижний слой обычно укладывается из асфальтобетона по первому из них, верхний слой ЩМА — по второму.
Такой асфальт отличается более высокой прочностью и устойчивостью к колееобразованию. Этого удалось добиться благодаря изменению зернового состава смесей за счёт применения щебня узких фракций. Смеси проектируются более каркасными, жёсткими и плотными — и, таким образом, устойчивыми к усталостным и деформационным изменениям.
При изменении ГОСТа поменялись и показатели асфальтобетонных смесей: теперь выделяют физические, эксплуатационные и дополнительные показатели. К физическим показателям относят зерновой состав и количество вяжущего, содержание воздушных пустот, пусто́ты в минеральном наполнителе и пусто́ты, наполненные битумным вяжущим. После того, как асфальтобетон запроектирован, правильность подбора оптимальной смеси испытывают по основным эксплуатационным показателям: это коэффициент водостойкости и средняя глубина колеи.
При этом, как отмечают специалисты, главное в современной системе проектирования асфальтобетона — это не столько требования ГОСТа, сколько строгое соблюдение разработанного рецепта: любые отклонения сразу обнаружатся в виде дефектов. Это особенно актуально в связи с тем, что новые смеси более сложны в производстве и укладке. Поэтому на первый план выходит процесс постоянного контроля подготовки смеси и хода работ. Меняется сам процесс укладки: поскольку переуплотнять новые смеси категорически нельзя, количество проходов катков уменьшается.
— При производстве смесей ведётся приёмо-сдаточный и периодический контроль, — пояснил начальник отдела лабораторно-технологического контроля дорожного агентства «Архангельскавтодор» Сергей Басов. — При приёмо-сдаточном контроле оцениваются температура отгрузки, количество воздушных пустот, гранулометрический состав смеси, количество вяжущего и максимальная плотность. При периодическом контроле проверяются наличие пустот в минеральном заполнителе и битумном вяжущем, стойкость к колееобразованию и водостойкость.