Это событие не только российского масштаба, но и мирового. «Баренцево море» — первое в истории крупнотоннажное рыболовецкое судно, построенное на российских верфях. Траулер также стал победителем конкурса Baird Maritime Awards в номинации «Лучшее рыбоперерабатывающее судно 2020 года» — здесь учитывались такие показатели, как инновационность, надёжность и экономичность, сообщает «Правда Севера».
Церемония поднятия флага проходила перед выходом траулера на промысловые испытания.
И конечно, это триумфальное событие для Архангельского тралового флота. Закладка «Баренцева моря» под заводским номером 935 состоялась в мае 2017 года на верфях Выборгского судостроительного завода, спуск на воду — в декабре 2018 года. Больше двух лет ушло на оснащение его современнейшим оборудованием. Это головное судно в серии из четырёх траулеров-процессоров, строящихся здесь же, на Выборгском судостроительном заводе по программе инвестиционных квот для Архангельского тралового флота.
Алексей Заплатин, генеральный директор АО «Архангельский траловый флот» в интервью «Правде Севера» говорил, сколь непросто быть первым в построении траулера такого масштаба, но только так можно обрести опыт в этом деле и поднять отечественное судостроение. И получается, что траулер «Баренцево море» испытания проходил с момента закладки. Все проблемы и недочёты, которые случились во время его строительства, будут учтены при строительстве других судов такого класса.
И закономерно, что на церемонию поднятия флага прибыли высокие гости — губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, руководитель федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, представители Совета Федерации, профильных министерств, представители правительства Архангельской области.
Гостям показали устройство траулера-процессора, в том числе фабрику по переработке продукции полного цикла с безотходным производством, морозильный трюм, траловый комплекс новейшего поколения, помещения для работы и отдыха экипажа, основные системы и механизмы судна.
Увиденное Александр Цыбульский оценил так:
«Мы горды тем, что такое большое современное судно, корабль-процессор, который впервые за многие десятилетия построен на российской верфи, будет работать в архангельской компании. „Тралфлот“ — компания со столетней историей, занимает, наверное, основную часть на рыбопромысловом рынке Архангельской области. Уверен, что рыбаки будут работать в совершенно новых, современных условиях».
Глава Росрыболовства Илья Шестаков «Баренцево море» назвал уникальным судном с точки зрения и технологии добычи, и переработки продукции, и обеспечения безопасности рыбаков. Он подчеркнул:
«Важнейшая задача, которую ставил перед нами президент России, — социальный вопрос. И здесь предусмотрено всё для того, чтобы члены экипажа, которые несут сложную вахту, чувствовали себя безопасно и комфортно».
«Баренцево море» ушло в море на испытания, где ему предстоит пройти проверку промыслом.
«Теперь все они — мои крестники»
Среди гостей, которые прибыли на торжества по случаю поднятия флага на «Баренцевом море», стоит особенно выделить его крёстную. Эта необычная роль выпала Ирине Бажановой, министру агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
О том, что входит в обязанности крёстной матери корабля, мало кто знает. Журналисты «Правды Севера» поговорили об этом с Ириной Бажановой, а она ещё находится под впечатлением от события, которое состоялось несколько дней назад в Санкт-Петербурге и которое ещё предстоит по‑настоящему оценить.
— Ирина Борисовна, расскажите, как Вы стали крёстной матерью такого огромного современного траулера?
— О том, что я крёстная мать рыболовецкого траулера, я узнала два года назад, когда его спускали на воду.
— А почему выбрали для этой роли именно Вас?
— Это вопрос не ко мне. Такое предложение мне сделало руководство Архангельского тралового флота. Но, думаю, что это оценка моей работы — ведь мы делаем всё, чтобы наши предприятия развивались, всегда их защищаем, поддерживаем по мере сил и возможностей. Но один в поле не воин, значит, это оценка труда всего нашего коллектива. Это очень почётно.
— Когда Вы принимали на себя столь почётные обязанности, вы знали, что в них входит?
— Таких сведений было очень мало, пришлось их собирать по крупицам.
— Будет ли судьба корабля удачной, говорят, во многом зависит от крёстной матери. Всем известна примета с бутылкой шампанского — очень важно, чтобы она разбилась с первого раза. Вы её тоже разбивали?
— Да. У меня были помощники, но эту миссию я никому не доверила. Бутылку шампанского разбивают, когда судно спускают на воду, что произошло два года назад. Погода в тот день стояла очень ветреная, а сильные порывы ветра были направлены в нашу сторону. Я понимала, что одним таким порывом бутылку может отнести обратно… И по секундам рассчитала мгновение, когда я могу её бросить. Разбить её получилось с первого раза! Все очень радовались — моряки верят в эту примету. К тому же ветер сразу стих и выглянуло солнце. Для нас это стало ещё одним подтверждением, что путь моего крестника будет счастливым.
— Хотя казалось бы — не так уж сложно разбить хрупкую стеклянную бутылку о борт…
— Но промахиваются, и довольно часто. Кстати, последний раз на этом заводе гражданское судно строили 20 лет назад.
— На момент спуска на воду у траулера уже было имя?
— По поводу его присвоения тоже есть невероятно волнующая и трогательная традиция. Перед тем как разбить бутылку, я произнесла: «Нарекаю тебя именем Баренцева моря». Разволновалась до слёз. Даже, когда вспоминаю об этом, у меня мурашки по коже…
— Своего крестника Вы не видели два года. Он очень изменился?
— Его, действительно, не узнать! Я даже не могу описать ощущения, которые испытывала на этот раз. Это восторг, удивление, восхищение. Это гордость за наш Архангельский траловый флот, который сумел построить такое современное судно, лучшее в мире. Мы прошли по нему и всё время удивлялись, как грамотно всё сделано — и для работы, и для отдыха. У меня внутри был такой трепет… Ведь это мы открываем новую веху отечественного судостроения.
— По поводу команды, которая работает на «Баренцевом море», у Вас тоже есть обязательства? Ведь они, выходит, ваши крестники — все 50 человек…
— Первое, что должна сделать крёстная мать после поднятия флага, преподнести подарок экипажу. Я подарила икону святителя Николая, которую заказала в монастыре. Там меня спросили — для какого случая? Когда узнали, что она уйдёт в море, основу сделали из цельного дерева, покрыли специальным лаком, защищающим её от влаги. Эта икона висит в кают-компании. Там есть и моя фотография, которую я тоже специально заказывала — она, как велит традиция, отпечатана на холсте, тоже покрыта специальным лаком и находится под матовым стеклом.
Теперь по поводу моих крестников, которые здесь трудятся. Я должна за них молиться и всячески их поддерживать. Во время нынешних торжеств узнала, что у одного из членов экипажа был день рождения. Я его поздравила и преподнесла небольшой подарок — тёплый шарф. Попросила капитала послать мне список дней рождения остальных членов экипажа, буду их поздравлять. И обязательно молиться за их здоровье.
— У них ведь тоже непростая миссия — чтобы работать на таком траулере, нужны знания и новые умения.
— Действительно, возможности траулера впечатляют — на его фабрике ежесуточно может перерабатываться порядка 200 тонн рыбы. Здесь будут изготавливаться и рыбные консервы — из печени трески и икры. Притом продукция, которая здесь изготавливается, высочайшего качества, — она не будет разделяться на ту, которая идёт на экспорт, и ту, которая предназначается для внутреннего потребителя. Судно может вести лов и переработку круглые сутки, потом перегрузить её на другое судно и продолжать лов. Тралфлот вложил в строительство «Баренцева моря» большие средства — шесть миллиардов рублей, это прямые и косвенные инвестиции вместе. Их ведь тоже надо отработать.
— В Архангельске продукция, изготовленная на «Баренцевом море», появится?
— Обязательно! Тем более что Архангельский траловый флот открыл свои фирменные магазины, покупатели знают, что там продаётся продукция, произведённая на предприятии, а вскоре появится и изготовленная на новом траулере.
— А сам траулер в Архангельск когда зайдёт?
— Этот вопрос обсуждается. В июле, если позволит эпидемиологическая обстановка, в Санкт-Петербурге пройдёт Международный рыбопромышленный форум. Логично было бы показать столь современное судно участникам форума, в таком случае сначала оно зайдёт в Санкт-Петербург.
— А как в дальнейшем складываются отношения крёстной матери со своим подопечным? Или её роль ограничивается только пуском судна?
— Нет. При заходе в любой порт капитан должен известить крёстную. Если «Баренцево море», например, зайдёт в Мурманск, я непременно туда поеду.
— С подарками?
— С подарками.
— А крёстной матери что‑то полагается в ответ? Или она всё только дарит?
— Капитан должен крёстную мать угостить рыбой, которую поймали рыбаки на этом судне. Это тоже традиция…
— Будем надеяться, что рыбалка у вашего крестника будет удачной всегда.
— Для меня это будет большая радость. И будем ждать «Баренцево море» дома, в Архангельске.