Артисты балета из Москвы приехали в Архангельск в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В программу гастролей на сцене архангельского театра драмы вошли три постановки в редакции известных балетмейстеров — народных артистов Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — «Золушка», «Сотворение мира» и «Дон Кихот». Кстати, накануне старта «Балетных сезонов» в Архангельске спектакль про испанского идальго уже сыграли в Северодвинске.
Основатели театра — сами в прошлом прославленные артисты балета. Наталия Касаткина много лет была характерной солисткой Большого театра, а после ухода оттуда в 1977 году вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василёвым основала театр классического балета, известный в мире под названием Moscow Classical Ballet.
Творческий и супружеский союз Касаткина-Василёв взяли за правило: «Все жанры, кроме скучного!». Легендарные классические балеты они преподносят зрителю в формате «лайт»: сокращая, удаляя затянутости, уточняя некоторые сюжетные линии и характеры. Например, тогда как классическая «Спящая красавица» идёт пять часов, балет в их редакции — два. Вот и «Золушка», которую архангелогородцы увидели в первый день гастролей, прошла, как один миг. И в собственном либретто балетмейстеров было много неожиданностей.
Перед началом спектакля с журналистами пообщалась главная волшебница всей сказки — ведущая солистка театра Алиса Воронова, которой в это вечер впервые довелось исполнить партию феи крёстной.
— Эту партию я сегодня исполняю впервые, у меня будет премьера, — рассказала Алиса Воронова. — Это образ, который несёт добро. Фея делает сказку, благодаря фее начинается сказка, начинается волшебство. Поэтому сегодня вcё должно быть максимально волшебно, красиво и сказочно. Потому что в первую очередь «Золушка» — это сказка для детей и для взрослых. И очень хочется, чтобы зрители поверили в эту сказку и на минуту забыли обо всех проблемах и неприятностях.
В составе труппы на гастроли приехал и заслуженный артист России, обладатель гран-при международного конкурса артистов балета имени Григоровича, лауреат конкурсов «Московские дебюты» и «Душа танца» Николай Чевычелов. Ведущий солист перетанцевал все главные партии в спектаклях театра, но на роль принца в «Золушке» уже подготовил как педагог своего ученика Гаджимурада Дааева. Сам Николай Чевычелов в театре Касаткиной и Василёва с 1998 года.
— Я люблю этот театр, — рассказал ведущий солист. — Не буду скрывать — пытался уехать в Европу. Приходил проверяться и в Большой, и в Станиславского… Но когда пришёл в театр Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича, понял, что это моё место. Здесь потрясающая атмосфера и обстановка, здесь всегда молодым дают танцевать, если видят, что они перспективны. Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич умеют выбирать из толпы личность. Наш театр всегда славился тем, что здесь из самого обычного мальчика или девочки можно вырастить звезду. И они всегда дают этот шанс. Им огромный низкий поклон.
На «Золушке» зал по преимуществу был заполнен (хоть и с 50-процентной рассадкой) взрослыми женщинами и маленькими девочками. В редакции театра Золушка не сирота: её отец жив, как и в пьесе Евгения Шварца, и свое право на волшебное чудо трудолюбивая девочка заслуживает своей добротой. Потому что первая проявляет участие к фее, переодетой нищенкой.
Сестрицы Золушки, несмотря на изящество артисток балета, до смешного нескладны — настолько, что и сердиться на них неохота. Зато мачеха — тот ещё манипулятор: в ход идут притворные обмороки и истерики, которые балетмейстеры изобретательно обыграли хореографией.
Самое неожиданное прочтение получил долгожданный бал во дворце короля. На нём преобразившаяся Золушка и принц, очарованный ею с первого взгляда, долго не могут остаться наедине: мешает то учитель танцев, то комичное трио других принцев — из Испании, Японии и… Чукотки!
С ними после бала зрители встретились ещё раз, когда принц отправился искать таинственную незнакомку по всему белу свету. Правда, попытки примерить туфельку испанской или японской принцессой были встречены в штыки, а вот чукотская, кажется, была и не против покинуть холодные края с заграничным принцем.
Как бы то ни было, туфелька всё равно вернулась к хозяйке, и сказка закончилась уже без всяких неожиданностей.
Сегодня архангельских зрителей ждёт балет «Сотворение мира». Роль Евы в нём исполнит ведущая солистка театра Галина Гармаш, а Адама — Николай Чевычелов.
— Это один из моих любимых спектаклей, — рассказал ведущий солист. — Без ложной скромности скажу, что за всю историю театра станцевал все три партии — и Бога, и чёрта, и Адама, поэтому опыт колоссальный. Спасибо Наталии Дмитриевне и Владимиру Юдичу за то, что приходили и досконально показывали все три партии: по жестам, по взглядам, вплоть до мелочей, до вздоха.