В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/4
Общество
За шампунем — со своей тарой: как архангельский магазин без упаковки борется с микропластиком и поддерживает местных мастеров

За шампунем — со своей тарой: как архангельский магазин без упаковки борется с микропластиком и поддерживает местных мастеров

23.10.2020 11:13Мария АТРОЩЕНКО
Уже год в Архангельске на проспекте Чумбарова-Лучинского, 10 работает магазин «Зелёная точка». Там торгуют бытовой «не химией» на разлив и другими экотоварами.

Любой работник сферы торговли заинтересован в том, чтобы продавать больше. Но как продавать больше, если понимаешь, что перепотребление — это беда? Вечная дилемма. Исполнительный директор «Зелёной точки» Анастасия Трофимова знает об этом не понаслышке.

Год назад вместе с двумя подругами — Натальей Мокеевой и Мариной Антуфьевой — Анастасия открыла магазин хозяйственных и косметических товаров без упаковки: жидкие — на разлив, твёрдые (шампуни, дезодоранты, духи и многое другое) — просто так. Причём большинство товаров eco friendly не только потому, что от них мусора не остаётся, но и за счёт натурального состава.

— Возьмём гель для мытья посуды, — рассказывает Анастасия. — Обычный, из масс-маркета, сделан на основе нефтяных поверхностно-активных веществ — молекул, которые подлетают к грязи, зацепляют её хвостом и вытаскивают. Для того, чтобы произвести средство на его основе, нужно ехать далеко в Сибирь, добывать нефть, перегонять её, делить на фракции… А натуральная косметика сделана из растительного, возобновляемого, сырья. Для того, чтобы его произвести, не обязательно добывать нефть, достаточно собрать кокос и сделать средство из его мякоти, которое будет ничуть не хуже.

Анастасия Трофимова.Анастасия Трофимова.

В доказательство Анастасия показывает бутылку экогеля для мытья посуды с ярлычком «Перечная мята». Кроме воды, кокосового масла, растительного сорбитола (сахара) и экстракта брусники на этикетке только пара непонятных слов. Причём, ту же ксантановую камедь, которую в средстве использовали для загущения, по словам Насти, добавляют даже в мороженное.

— Мы привыкли, что много пены при мытье посуды — это хорошо, — говорит Анастасия. — Но эта пена уходит по трубам и плёнкой покрывает реки и озёра, и потом мы снова пьём эту воду. Ведь гель для мытья посуды не смывается. Для того, чтобы полностью смыть средство из рекламы про Вилларибо и Валлабаджо, нужно 50 раз промыть тарелку. Человек за год съедает примерно два литра этой химии. А выливает примерно шесть литров в год.

По словам исполнительного директора, в магазине есть практически всё.

— Очень часто нас пытаются поймать: «А вот это у вас есть?», — и, как правило, это не получается, — отмечает наша собеседница. — Средств от цветения бассейнов у нас, конечно, нет, но в целом можно найти всё, что касается дома и быта. Всё, что нужно для стирки, уборки, кухни и ванной комнаты у нас есть.

Ещё один профиль магазина — натуральная косметика. Уходовые средства есть в твёрдом виде — этакими брусочками, похожими на мыло, — а есть в жидком, на разлив. В свою тару здесь можно налить шампуни, гидролаты, гидрофильные масла для снятия макияжа… Можно отсыпать натуральной глины, из которой при добавлении воды получаются косметические маски.

На волне популярности патчей под глаза (девушки поймут) в магазин поступила эко-альтернатива этому бьюти-приспособлению. «Лепестки», которые укладывают под глаза, сделаны не из неразлагаемого силикона, а из конопляного волокна. На них можно нанести действующее вещество из отдельной бутылочки и точно так же бороться с синяками под глазами.

Помимо экотоваров в «Зелёной точке» продаются предметы, которыми мы привыкли пользоваться по одному разу, но которые, на самом деле, могут быть многоразовыми, — соломинки для коктейлей, бахилы или даже тканевые прокладки. Кстати, их для магазина шьёт архангельская студентка, создательница бренда «Тряпочки». Кому-то такое «хорошо забытое старое» может показаться возвратом в СССР, но у Анастасии на это есть ответ.

— Это частая претензия к нам, — говорит она. — Мы даже провели прямой эфир с гинекологом, которая объяснила, что многоразовые прокладки даже лучше для женского здоровья. Те, кто знает, что выброшенные памперсы или прокладки в нетленном виде застанут наши правнуки, понимают, что это шаг не назад, а вперёд.

Кстати, это не единственный пример сотрудничества с местным производителем. «Зелёная точка» старается как можно чаще работать с локальными мастерами, чтобы деньги оставались в регионе. Так, из местного в магазине можно найти косметички из обрезков люксовых тканей, восковые салфетки, в которые можно заворачивать продукты, блокноты из макулатуры, украшения для интерьера из стабилизированного архангельского мха, игрушки из дерева северодвинской мастерской «Белое море» и вязанные джутовые мочалки.

— Для того, чтобы губка разложилась, нужно двести лет, — приводит пример Анастасия. — А эта джутовая мочалка разложится в цветочном горшке за три месяца.

В магазине работает пункт приёма вторсырья: там принимают тетропак, крышечки и зубные щётки. Последние, кстати, потом отправляют в Тверь, чтобы там потом из них сделали ручки. Ещё в «Зелёную точку» можно приносить ставшие ненужными подарочные пакеты. Там же организуют своп-обмены одеждой.

По словам Анастасии, «экомагазин — это большая заморочка», но оно того стоит.

— Каждый раз, оставляя заявку на оптовую закупку, мы всегда прописываем, в какой таре и сколько привезти, чего избегать — что, например, не перерабатывается у нас в регионе, — рассказывает она. — Очень много у нас тары возвратной — доставка приходит, и мы отправляем её поставщикам обратно. Торгуй мы обычной бытовой химией, всё было бы проще: можно было бы не заморачиваться о составе, было бы больше дистрибьюторов. И путь к точке окупаемости был бы короче. Но мы решили не ставить себе лёгкие задачи. Нечестно открывать магазин товаров без упаковки и продавать в нём химию: делаешь вид, что спасаешь планету от пластика, но на самом деле размножаешь микропластик. Так что, конечно, экомагазин — это заморочка. Зато это честный и качественный продукт. Это бизнес, который на сто процентов отвечает интересам защиты окружающей среды и поддержке местных производителей.

Не так давно «Зелёная точка» открылась и в Северодвинске. А ещё недавно Анастасия Трофимова стала одним из восьми новых амбассадоров проекта «Мой бизнес», которых выбрало Агентство регионального развития. Агентство занимается в регионе реализацией нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

— Мне всегда нравилось то, что Агентство делает для поддержки малого и среднего бизнеса у нас в области, — отмечает Анастасия. — Конечно, я так всегда была амбассадором своего бренда, но мне хотелось, чтобы как можно больше людей и коллег про нас узнали. Агентство активно поддерживает предпринимательство и социальных предпринимателей, и мы как никто вписываемся в эту концепцию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.