В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/7
Общество
Звезда по имени Солнце с оркестром: в Архангельске прозвучало «Симфоническое Кино»

Звезда по имени Солнце с оркестром: в Архангельске прозвучало «Симфоническое Кино»

21.10.2020 12:10Мария АТРОЩЕНКО
На этом концерте рок был классикой, музыканты оркестра — рок-звёздами, и только легендарный гитарист «Кино» Юрий Каспарян оставался собой — кумиром поколений.

20 октября Архангельску, наверное, завидовали Орёл, Курск и Белгород, в которых концерты проекта «Симфоническое кино» перенеслись из-за коронавируса. Но в столице Севера долгожданный концерт, посвящённый 30-летию выступления «Кино» в Архангельске, состоялся, как и было задумано, в рамках фестиваля Arkhangelsk Music Weeks на сцене театра драмы. Напомним, организаторам удалось пригласить множество интересных артистов благодаря гранту министерства культуры РФ.

Перед концертом легендарный гитарист «Кино», участник «Поп-механики» Сергея Курёхина и сооснователь группы «Ю-Питер» Юрий Каспарян и продюсер проекта, автор видеоарта концерта и сын Виктора Цоя Александр рассказали журналистам, как песни «Кино» ложились на оркестровку и как проект изменился за десять лет существования.

— Проект довольно сильно мутировал за это время, — пояснил Юрий Каспарян. — Он начинался без ритм-секции, без барабанов и бас-гитары. Откровенно говоря, было довольно сложно играть. А сейчас уже и аранжировки поменялись, и подобрался очень сплочённый коллектив, и сейчас очень комфортно играть. У нас были тематические концерты, например, к юбилею «Группы крови». Сейчас будет больше уклон к альбому «Звезда по имени Солнце».

Эта вновь обретённая ритмичность, по словам Каспаряна, «Виктору бы понравилась».

Юрий Каспарян. Фото Артёма Келарева.Юрий Каспарян. Фото Артёма Келарева.

Разные песни группы «Кино» по-разному поддавались переводу в оркестровую партитуру.

— Музыка группы «Кино», минималистичная, немножечко механистичная, с драм-машинкой, может быть, не очевидно подходит для такого прочтения, — отметил Александр Цой. — Но мелодической фактуры, того именно, из чего получается красота, которую можно положить на целый симфонический оркестр, там более чем достаточно, поэтому получается классно.

Александр Цой.Александр Цой.

Сам же Юрий Каспарян рассказал, что ему как рок-музыканту тоже было непросто сыграться с оркестром.

— Я учился в детской музыкальной школе, и там был предмет «Оркестр», — пояснил он. —  Другое дело, что после музыкальной школы, играя в группе «Кино», мне приходилось довольно долго учиться играть ритмично, очень точно. Так что в «Симфокино» пришлось вспоминать, как я это делал в восемь или девять лет.

Юрий Каспарян.Юрий Каспарян.

В каждом городе к музыкантам из Санкт-Петербурга присоединяются местные. Так, в Архангельске на одну сцену с Юрием Каспаряном, дирижёром Антоном Шабуровым вышли музыканты двух архангельских оркестров — камерного филармонического и МЧС.

— Наш замечательный дирижёр может привести в чувство любой оркестр буквально за две репетиции, — отметил Юрий Каспарян. — Он очень чётко знает, чего хочет от разных групп инструментов и знает, как этого добиться.

Дирижёр Антон Шабуров.Дирижёр Антон Шабуров.

В этот вечер на сцену «архдрамы» вышли около 50 человек. Музыканты-«академисты» были по-рокерски харизматичны и энергичны, дирижёр Антон Шабуров был не просто дирижёром, а своего рода фронтменом, а Юрий Каспарян предстал перед публикой именно таким, каким его и мечтали увидеть.

Юрий Каспарян на сцене.Юрий Каспарян на сцене.

Обычно рок-концерты строятся по определённой логике: песни для раскачки, новый материал, а ближе к вызовам на бис — золотые шлягером. Но на «Симфоническом кино» было не так. Начали с «Группы крови», а дальше каждая, буквально каждая композиция была хитом: «Закрой за мной дверь, я ухожу», «В наших глазах», «Между землёй и небом война», «Пачка сигарет», «Место для шага вперёд», «Печаль», «Дальше действовать будем мы»… Едва удавалось переводить дух. 

Голос и харизму Виктора Цоя заменяли искромётные скрипки и медные духовые. Голоса звучали и в зале: это люди подпевали, с первых нот узнавая свои любимые песни. Классическая интерпретация не паразитировала на культовых мелодиях, не спорила с ними, а раскрывала по-новой. Гитара Юрия Каспаряна отвечала за аутентичность. Но сказать, что кто-то один на сцене отвечал за драйв, было бы несправедливо: искрило от всех. Фоном для музыки служил видеоарт Александра Цоя — анимация в духе конструктивизма и абстракционизма, отдающая дань оформлению пластинок группы.

Александр Цой за пультом.Александр Цой за пультом.

После «Перемен» зрители встали. Юрий Каспарян и Антон Шабуров взаимно салютовали друг другу: мол, так держать, маэстро! Спокойного сна Архангельску пожелали под «Кукушку».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.