В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Светлана Сурганова сыграет в Архангельске в спектакле «Пушкин»

Светлана Сурганова сыграет в Архангельске в спектакле «Пушкин»

20.10.2020 13:55Алёна СВЕРЧЕВСКАЯ, публикуется в сокращении
Постановку Вениамина Смехова представят 27 октября в Архангельском театре драмы.

Проект реализуется при финансовой поддержке министерства культуры РФ. Над постановкой работает яркая актёрская команда: звезды российской сцены, поэты, музыканты, композиторы и артисты театра и кино.

Спектакль по жанру — необычный творческий и психологический эксперимент. Вынесем за скобки все штампы обязательной школьной программы: каким бы мы увидели Пушкина? Кем бы мог стать для нас Александр Сергеевич, если бы мы позволили ему сойти с векового пьедестала?

О работе над спектаклем и своем Пушкине — на сцене и в жизни — рассказывает актриса проекта, рок-звезда, поэт и музыкант Светлана Сурганова.

— Светлана, для Вас, как для рок-музыканта, композитора, поэта, театральный проект — это особый многослойный опыт? Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями о работе над спектаклем. Как Вам команда?

— Потрясающая команда, и играть в ней для меня большая честь. Наверное, не только рок-музыкант, а любой человек умер бы от счастья, оказавшись на одной сцене с Вениамином Смеховым, Алексеем Кортневым, очаровательной Анной Гелер, потрясающим актёром Дмитрием Высоцким и замечательным пианистом Сергеем Чекрыжовым. Увидев у себя на почте предложение, я согласилась «с первого взгляда»! Но, скажу честно, поначалу я робела и категорически отказывалась петь несвойственные мне романсы и оперные партии. Весь мой предыдущий театральный опыт казался мне более понятным, да и укладывается он в несколько работ: спектакль «Плавание» Ильи Мащицкого, «Моя счастливая жизнь» при участии Светланы Ивановны Иванниковой, мой авторский спектакль «ОтношениЯ» и поэтический проект «В начале было СЛОВО», которые мы воплотили совместно с Кирой Левиной. А в спектакле «Пушкин» я должна была делать совершенно нетипичные для себя вещи. Никогда бы не подумала, что буду исполнять партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» (и не одну) или петь романс Чайковского на стихи Пушкина… Но разве можно отказать Смехову? Только Вениамин Борисович смог меня убедить, что я со всем с этим справлюсь.

— Великая русская литература богата на пророков: есть Лермонтов, Достоевский, Толстой… Но у Вас именно Пушкин. Когда и как Вы познакомились с Александром Сергеевичем? Чей Пушкин Вам ближе?

— Если говорить об истоках, с чего для меня лично началось знакомство с Александром Сергеевичем, то, как и для многих других, — с его замечательных сказок: «О рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о попе и работнике его Балде». Потом чуть позже в мое сознание Пушкин пришёл вместе с прекрасным учителем, просветителем, искусствоведом Михаилом Семеновичем Казиником, который в своих лекциях так эмоционально и широко рассказывал о пушкинских «Маленьких трагедиях».

Есть ещё старый советский фильм «Юность поэта», снятый буквально накануне войны: в ролях там играли московские и ленинградские школьники. Юного Пушкина изумительно сыграл Валя Литовский, который погиб в 41-м. Мне кажется, они были очень похожи. Фильм произвёл на меня сильное впечатление, и может быть, поэтому мой Пушкин так и остался — юным, дерзким, лёгким… А потом были две замечательные книги (конечно, книг было гораздо больше, но хочу сказать про эти две): Юрий Лотман «Пушкин» и Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин. В двух томах». В одной — невероятная исследовательская глубина, а в другой — любовь, искренность и тоска по родине, по русскому языку, по русской литературе буквально в каждой строке — автор писала свой двухтомник на протяжении многих лет, из эмиграции.

— Чьими голосами Вы говорите в проекте «Пушкин»? И что этим спектаклем Вам хотелось бы донести до зрителя? В чём смысл, идея и сила?

В проекте «Пушкин» я говорю и голосом Татьяны, и словами Марины Ивановны Цветаевой, и своим собственным голосом, потому что Вениамин Борисович предложил мне исполнить нашу репертуарную песню, которую когда-то я написала на стихи Николая Гумилева — «Я знаю женщину: молчанье…».

О чём хочется поговорить со зрителем? Напомнить нам всем о том, какие мы везучие, что родились в России, что мы русские люди и нашим соотечественником был Александр Сергеевич Пушкин. Это величайшая личность, не только как поэт, но и как историограф, как гражданин, как человек со своим, выверенным (!) кодексом чести, с потрясающей работоспособностью, с великолепной памятью, с невероятно лёгким характером, примерный семьянин, почитатель прекрасной половины человечества — такая многогранность и широта, и такая творческая мощь… Не знаю, кого ещё можно поставить в один ряд с ним без особого отрыва от него. И нам следует этим «духовным» родством гордиться. Нам следует помнить и изучать Пушкина, потому что это — клондайк, неисчерпаемый кладезь трудов, информации, отдохновения и вдохновения. И поводов обращаться к нему и учиться у него — у нас миллион: любить и беречь свою родину, тех, кто рядом, свой народ и другие народы, о которых с такой душой, с таким талантом и любовью рассказывал Александр Сергеевич. Так что, русские люди, давайте не подведём и будем соответствовать.

— Какому зрителю Вы всегда рады и чего ждете от встречи с Архангельском?

Я очень люблю заинтересованного, живого, эмоционального, неравнодушного зрителя, который всегда со-участник того, что происходит на сцене. И именно все эти качества я могу адресовать архангелогородцам. Мы были в этом городе неоднократно с концертами. Здесь удивительная публика — очень вдумчивая и при этом открытая и доброжелательная, с чувством собственного достоинства и очень отзывчивая, тепло настроенная. Я в приятном предвкушении.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.