Общество
Экстерьер XVIII века, начинка века XXI: на острове Мосеев идёт строительство поморского коча
1/6

Экстерьер XVIII века, начинка века XXI: на острове Мосеев идёт строительство поморского коча

21 июля стройплощадку посетили участники проекта «Большая Арктическая регата».

На острове Мосеев в Соломбале — колыбели российского флота — продолжается строительство поморского коча. Деревянный корабль, который заложили чуть более года назад, 21 июля посетили участники проекта «Большая Арктическая регата». В Архангельск они прибыли 20 июля на яхте «Мария».

К слову, разговор о ней зашёл ещё раньше, чем о наследнике традиций старинных мореходов. Встретившие участников арктической экспедиции строители коча ещё у входа в ангар с деревянным судном начали интересоваться особенностями яхты, которой предстоит по северным морям дойти до Нарьян-Мара.

После непродолжительной беседы стороны всё же решились уйти с солнца в помещение, в котором их ждал уже основательно обросший деревом с июня прошлого года коч.

Началась экскурсия с исторической справки. Глава Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв рассказал гостям о «хозяйственном освоении» поморами Западной Арктики, походах на Шпицберген, Новую Землю и Мангазею, бизнесе на пушнине.

— Сегодняшнее состояние Западной Арктики, её природные ресурсы также дают в казну доход. Сегодня востребованы те же пути, что и пять веков назад. Наш проект отмечает роль Поморья, Русского Севера в освоении арктических территорий, подчеркивает связь времён, — рассказал Глеб Плетнёв.

Глеб Плетнёв.Глеб Плетнёв.

Задачей же проекта по строительству коча главный возрожденец судостроительных традиций поморов видит популяризацию экспедиционного плавания в Западной Арктике. По мнению Глеба Плетнёва, уже готовый коч может пригодиться в работе по оценке воздействия человека на окружающую среду.

— Речь идёт о развитии экспедиционного туризма. С помощью коча можно будет, я не знаю, брать пробы воды, отслеживать моржей, кольцевать птиц, — уточнил рассказчик.

Далее речь зашла уже о нюансах строительства судна. Этот процесс идёт по историческим описаниям, а «в основе» проекта — первосортная и смолистая северная сосна. Собирают коч руками — «ремесленничество в чистом виде», как охарактеризовал процесс Глеб Плетнёв. Внешне он будет выглядеть как произведение XVIII века, а вся внутренняя начинка будет соответствовать веку XXI. Внутри корпуса найдётся место тепловому контуру, каютам, сауне, гальюну и современному двигателю. Все эти удобства позволят судну с комфортом принять 12 членов экипажа.

Завершить строительство авторы проекта планируют в 2022 году. Обойдётся оно в «десятки» миллионов спонсорских рублей. Судостроители рассчитывают, что их современный коч, как и коч из XVIII века будет ходить по морям десятки лет.

Познакомившись с проектом, генеральный продюсер «Большой Арктической регаты» Станислав Корякин похвалил его авторов за симбиоз традиций и технологий. Кроме того, как отметил гость Архангельска, поморский коч поможет в развитии индустрии путешествий и отдыха на воде в Арктике.

Станислав Корякин.Станислав Корякин.

— «Большая Арктическая регата» — это не только гонки на яхтах. В первую очередь, это идеологическая конструкция, которая в себе объединяет путешествия, соревнования, исследования, тестирование новых технологий. В этом плане проект полностью совпадает с нашими ценностными ориентирами. Мы думаем, что такого рода инициативы могут быть нашими партнёрами, идеологически входить в наш концепт, — рассказал Станислав Корякин.

Заместитель министра культуры Архангельской области Игорь Репневский, также присутствовавший на экскурсии, в свою очередь, уже высказал пожелания о дальнейшем развитии проекта.

— Эта инициатива, которая реализуется на острове Мосеев — она давно ожидаема, разговоры о ней идут уже четверть века. Работа над поморским кочем очень важна для Архангельской области. Но ещё хотелось бы, чтобы для наших горожан, у которых нет возможности выйти в море, появился новый культурный объект — такой же коч. А точнее коч-музей для экспозиции, посвящённый многовековой истории поморского мореплавания, — отметил Игорь Репневский.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.