В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/9
Общество
«Симбиоз прошлого, сегодняшнего и будущего»: в Архангельске заложили поморский коч

«Симбиоз прошлого, сегодняшнего и будущего»: в Архангельске заложили поморский коч

22.06.2019 10:05Вадим РЫКУСОВ
Энтузиасты приступили к строительству аналога «староманерного» судна первых покорителей Арктики.

Основная программа II международного форума «Судостроение в Арктике» завершилась в пятницу закладкой поморского коча — аналога старинного деревянного судна. Произошло это в символичном месте — в Соломбале — колыбели российского судостроения. В Архангельске возрождают старинные традиции арктического мореплавания.

На Мосеевом острове арендуется цех, где в спартанских условиях трудится группа из семи человек. Это проектировщики, конструкторы, дизайнеры, способные работать как рейсшиной, так и рубанком. В ангаре уже красуется шпангоутами и штевнями остов судна. Рядом с исполинским деревянным скелетом уложены рабочие инструменты, в другой части здания — пиломатериалы. Деньги на старт проекта — частные пожертвования. Но есть надежды на власть и бизнес.

Представитель Фонда возрождения традиционного судостроения и арктического мореплавания Глеб Плетнёв поведал, что идея воссоздания старинного коча возникла полтора года назад на волне инициатив судостроительного кластера, продвигающего потенциал региона в этой отрасли. Без знания прошлого нет перспектив отраслевого будущего, решили энтузиасты. В Поморье деревянное судостроение стало развиваться примерно с XII века, а в активную фазу вошло в XVII–XVIII веке.

Глеб Плетнёв.

— Мы решили построить аналогичное деревянное судно по описаниям, по размерам тех судов, которые ходили в Белом, Баренцевом, Карском морях, на Шпицберген и Новую Землю, в Обскую губу, на Ямал. Свою деятельность мы начали с проектирования, проб конструкторских технологий. Где-то в начале мая мы приступили к подготовительной части — созданию деталей корпуса. Надеемся, что год-полтора у нас уйдёт на строительство и данное судно может использоваться в бассейне Белого моря и в условиях Арктики, — делится планами Глеб Плетнёв.

Без трудностей в таких проектах, конечно, не обходится: как таковых чертежей старинных судов  не сохранилось. Остались отдельные архивные заметки и описания, которые, тем не менее, позволяют воссоздать внешний облик коча. 

— Судно строится с использованием современных материалов и инструментов, потому что преследуется цель его долгосрочной эксплуатации, — объясняет проектировщик-конструктор Егор Ватлецов. — Современные технологии помогают двигаться быстрее. Мы используем нержавейку и клей. Раньше использовались наборные элементы из кусков целого дерева, но сейчас выполняем клееные — получается прочная и долговечная конструкция.

Егор Ватлецов.Егор Ватлецов.

Параметры судна таковы: длина 19,2 метра, ширина — 5,9, высота борта — 3 метра, водоизмещение — 60 тонн. Как выразился Глеб Плетнёв, стоящийся коч — это «симбиоз прошлого, сегодняшнего и возможность заглянуть в будущее». 

Когда строительство завершится, судно должно быть  зарегистрировано, а его «начинка» должна соответствовать параметрам эксплуатации в экспедиционных турах (предполагается, что коч будет экспедиционным). По мере продвижения проекта функционал может быть расширен и коч послужит образовательным, просветительским и патриотическим целям.

— Возвращаться к истокам и корням — само по себе историческое событие. Принять участие в возрождении великих традиций, которые преумножали Россию, демонстрировали величие российского флага и технологий — очень важно, — отметил губернатор Игорь Орлов. — Я очень рад, что в месте, где изначально создавался российский флот, заложен не просто макет судна, его имитация, а судно в современном прочтении, благодаря которому покорялась Арктика и Сибирь. Это инициатива неравнодушных людей, любящих свой край.

Строители коча имеют предварительные расчёты стоимости проекта. И хотя точную сумму прессе не назвали, счёт идёт на миллионы рублей. По словам главы региона, власть готова оказать определённую помощь, при этом губернатор отметил, что в данном случае над проектам трудятся люди, которым «главное — не мешать, а дать возможность воплотить свои мечты и знания».

Без знания прошлого нет перспектив отраслевого будущего.Без знания прошлого нет перспектив отраслевого будущего.
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.