Общество
В Архангельске стартовал II международный форум «Судостроение в Арктике»

В Архангельске стартовал II международный форум «Судостроение в Арктике»

20.06.2019 16:09
В столице Поморья обсуждают вызовы и возможности для российского флота в высоких широтах.

Официальная программа форума началась 20 июня с пленарного заседания, которое прошло в главном корпусе Северного (Арктического) федерального университета. Наравне с правительством Архангельской области и региональным судостроительным кластером, САФУ является одним из организаторов мероприятия, которое проходит при поддержке министерства промышленности и торговли РФ.

В этом году форум собрал в Архангельске свыше 250 участников — представителей органов власти различного уровня, науки, руководителей компаний судостроительной отрасли Поморья и других регионов России. Главная идея мероприятия — готовность работать сообща над арктическими проектами и развитием судостроения в высоких широтах.

Сотрудничество и амбиции

Одна из целей форума — демонстрация всем его участникам, что сегодня Поморье является мощным судостроительным комплексом, готовым решать самые серьёзные задачи.

— У Архангельской области есть хорошие перспективы, связанные с такими прорывными проектами, как Павловское месторождение, «Каменномысское-море» и рядом других, которые реализуют крупные компании в офшорной зоне, в море и на берегу. Это совершенно очевидно. И этим форумом мы нацеливаем и заказчиков, и потенциальных участников проектов, что предприятия региона могут стать некой базой, основой для реализации крупных и масштабных арктических инициатив, — отметил губернатор Поморья Игорь Орлов.

Амбиции региона должен поддержать входящий в структуру Агентства регионального развития судостроительный кластер Архангельской области, который уже сейчас, по словам главы региона, начинает демонстрировать результаты своей работы.

— Я хорошо помню, сколько было скептицизма и желания попиариться, когда мы начинали этот проект много лет назад. Практически семилетний процесс движения сегодня воплощается в то, что профессионалы понимают место и роль этого кластера в развитии и реализации проектов, ну и, соответственно, собираются на этой площадке. Я уверен, что это даст желаемый результат, — добавил Игорь Орлов.

Одним из таких результатов может стать участие Поморья в реализации проекта «Каменномысское-море» по добыче газоконденсата в Обской губе. Данный вопрос прорабатывается уже на протяжении пяти лет.

— Мы укрепили наши позиции в последний год. С лета 2018 года мы провели ряд принципиально важных совещаний. Прежде всего, мы укрепились в собственном мнении, что можем выполнить этот проект. Мы укрепили нашу договорную позицию, а правительство Архангельской области инициировало ряд важных писем в правительство РФ о том, что Архангельск — это оптимальное место для строительства морской платформы в рамках проекта добычи, — рассказал директор судостроительного кластера региона Сергей Смирнов.

Гражданское судостроение — в приоритете

Выступивший с докладом на пленарном заседании директор департамента судостроительной промышленности и морской техники министерства промышленности и торговли РФ Борис Кабаков отметил, что у предприятий Архангельской области есть существенный потенциал для развития и гражданского сегмента судостроения.

— Примерами тому — строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», самоподъёмной буровой установки «Арктическая». Многие, кто находится сейчас в зале, принимали участие в этой работе, — рассказал Борис Кабаков.

МЛСП «Приразломная». Фото gazprom.ru.МЛСП «Приразломная». Фото gazprom.ru.

По словам спикера, минпромторг в настоящее время работает над рядом важных документов, среди которых и стратегия развития судостроения до 2035 года. Одна из задач, которую она ставит — увеличение объёма строительства гражданского флота в пять раз. Новые суда должны помочь, в том числе, и в росте грузооборота на Северном морском пути до необходимых 80 миллионов тонн к 2024 году.

Определённый задел для успешного строительства уже есть благодаря программе развития гражданской морской техники на 2009–2016 годы. В её рамках прошли опытно-конструкторские работы по разработке судов арктического класса широкой номенклатуры, результаты которых уже применяются на практике.

В настоящее же время в строительстве находятся три атомных ледокола проекта 22220. Контракты на строительство четвертого и пятого будут подписаны до конца 2019 года. Как отдельно отметил спикер, доля отечественного оборудования на них превышает 75 процентов.

Концепт ледокола проекта 22220. Изображение - Балтийский завод.Концепт ледокола проекта 22220. Изображение — Балтийский завод.

Кроме того, уже в 2020 году на судостроительном комплексе «Звезда» на Дальнем востоке начнётся строительство атомного ледохода «Лидер» мощностью 120 мегаватт. Всего к постройке запланировано три судна этого класса. Их главными задачами станут обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса они смогут вести и крупнотоннажные суда. Кроме того, ещё четыре ледокола, но уже с «обычной» силовой установкой, до 2024 года построит Росморпорт.

Проектное изображение большого линейного атомного ледокола проекта «Лидер». Кадр из презентационного видео ГК «Росатом».Проектное изображение большого линейного атомного ледокола проекта «Лидер». Кадр из презентационного видео ГК «Росатом».

Ещё одним важным атомным проектом является плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», реактор которого запустили в ноябре 2018 года. В этом же году объект будет сдан. Кроме того, в 2019-м начнётся разработка нового плавучего энергоблока.

Для обеспечения эксплуатации ледоколов нового поколения и плавучей атомной теплоэлектростанции Росатом выделит 36 миллиардов рублей на строительство плавучего дока и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания.

Как ещё рассказал спикер, по экспертным оценкам потребность в коммерческих транспортных судах и буксирах до 2024 года оценивается в 75 единиц. «Это ставит перед нами серьёзные вызовы», отметил Борис Кабаков.

Достичь необходимого результата должна, в том числе, и Жатайская судоверфь в Ленском бассейне, строительство которой планируется закончить к 2021 году. Более подробно о ней в своём докладе рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Агния Симонова. Дело в том, что в 90-е годы существенно сказались на судостроительных мощностях бассейна, а обновлять устаревший флот для обеспечения северного завоза как-то надо.

Ещё одну руку помощи судостроению протягивает система высшего образования и подготовки кадров. Тут уже слово взяла ректор САФУ Елена Кудряшова, презентовавшая публике систему «завод — втуз», реализуемую в Северодвинском филиале вуза.

Два дня работы

После пленарного заседания в рамках форума прошли две сессии — стратегическая финансовая при поддержке Газпромбанка и посвящённая строительству морской техники и гражданского флота для освоения шельфа, прибрежной зоны и побережья.

На вечер 20 июня запланированы ещё два круглых стола. Продолжится форум завтра. На повестке три темы — «Технологические и экологические аспекты использования СПГ на флоте в условиях Арктики», «Перспективы рынка строительства и использования туристического флота для арктических судов» и «Кластерное взаимодействие как драйвер межрегиональной кооперации в судостроении и судоремонте».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.