Официальная программа форума началась 20 июня с пленарного заседания, которое прошло в главном корпусе Северного (Арктического) федерального университета. Наравне с правительством Архангельской области и региональным судостроительным кластером, САФУ является одним из организаторов мероприятия, которое проходит при поддержке министерства промышленности и торговли РФ.
В этом году форум собрал в Архангельске свыше 250 участников — представителей органов власти различного уровня, науки, руководителей компаний судостроительной отрасли Поморья и других регионов России. Главная идея мероприятия — готовность работать сообща над арктическими проектами и развитием судостроения в высоких широтах.
Сотрудничество и амбиции
Одна из целей форума — демонстрация всем его участникам, что сегодня Поморье является мощным судостроительным комплексом, готовым решать самые серьёзные задачи.
— У Архангельской области есть хорошие перспективы, связанные с такими прорывными проектами, как Павловское месторождение, «Каменномысское-море» и рядом других, которые реализуют крупные компании в офшорной зоне, в море и на берегу. Это совершенно очевидно. И этим форумом мы нацеливаем и заказчиков, и потенциальных участников проектов, что предприятия региона могут стать некой базой, основой для реализации крупных и масштабных арктических инициатив, — отметил губернатор Поморья Игорь Орлов.
Амбиции региона должен поддержать входящий в структуру Агентства регионального развития судостроительный кластер Архангельской области, который уже сейчас, по словам главы региона, начинает демонстрировать результаты своей работы.
— Я хорошо помню, сколько было скептицизма и желания попиариться, когда мы начинали этот проект много лет назад. Практически семилетний процесс движения сегодня воплощается в то, что профессионалы понимают место и роль этого кластера в развитии и реализации проектов, ну и, соответственно, собираются на этой площадке. Я уверен, что это даст желаемый результат, — добавил Игорь Орлов.
Одним из таких результатов может стать участие Поморья в реализации проекта «Каменномысское-море» по добыче газоконденсата в Обской губе. Данный вопрос прорабатывается уже на протяжении пяти лет.
— Мы укрепили наши позиции в последний год. С лета 2018 года мы провели ряд принципиально важных совещаний. Прежде всего, мы укрепились в собственном мнении, что можем выполнить этот проект. Мы укрепили нашу договорную позицию, а правительство Архангельской области инициировало ряд важных писем в правительство РФ о том, что Архангельск — это оптимальное место для строительства морской платформы в рамках проекта добычи, — рассказал директор судостроительного кластера региона Сергей Смирнов.
Гражданское судостроение — в приоритете
Выступивший с докладом на пленарном заседании директор департамента судостроительной промышленности и морской техники министерства промышленности и торговли РФ Борис Кабаков отметил, что у предприятий Архангельской области есть существенный потенциал для развития и гражданского сегмента судостроения.
— Примерами тому — строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», самоподъёмной буровой установки «Арктическая». Многие, кто находится сейчас в зале, принимали участие в этой работе, — рассказал Борис Кабаков.

По словам спикера, минпромторг в настоящее время работает над рядом важных документов, среди которых и стратегия развития судостроения до 2035 года. Одна из задач, которую она ставит — увеличение объёма строительства гражданского флота в пять раз. Новые суда должны помочь, в том числе, и в росте грузооборота на Северном морском пути до необходимых 80 миллионов тонн к 2024 году.
Определённый задел для успешного строительства уже есть благодаря программе развития гражданской морской техники на 2009–2016 годы. В её рамках прошли опытно-конструкторские работы по разработке судов арктического класса широкой номенклатуры, результаты которых уже применяются на практике.
В настоящее же время в строительстве находятся три атомных ледокола проекта 22220. Контракты на строительство четвертого и пятого будут подписаны до конца 2019 года. Как отдельно отметил спикер, доля отечественного оборудования на них превышает 75 процентов.

Кроме того, уже в 2020 году на судостроительном комплексе «Звезда» на Дальнем востоке начнётся строительство атомного ледохода «Лидер» мощностью 120 мегаватт. Всего к постройке запланировано три судна этого класса. Их главными задачами станут обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счёт увеличенной ширины корпуса они смогут вести и крупнотоннажные суда. Кроме того, ещё четыре ледокола, но уже с «обычной» силовой установкой, до 2024 года построит Росморпорт.

Ещё одним важным атомным проектом является плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», реактор которого запустили в ноябре 2018 года. В этом же году объект будет сдан. Кроме того, в 2019-м начнётся разработка нового плавучего энергоблока.
Для обеспечения эксплуатации ледоколов нового поколения и плавучей атомной теплоэлектростанции Росатом выделит 36 миллиардов рублей на строительство плавучего дока и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания.
Как ещё рассказал спикер, по экспертным оценкам потребность в коммерческих транспортных судах и буксирах до 2024 года оценивается в 75 единиц. «Это ставит перед нами серьёзные вызовы», отметил Борис Кабаков.
Достичь необходимого результата должна, в том числе, и Жатайская судоверфь в Ленском бассейне, строительство которой планируется закончить к 2021 году. Более подробно о ней в своём докладе рассказала заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Агния Симонова. Дело в том, что в 90-е годы существенно сказались на судостроительных мощностях бассейна, а обновлять устаревший флот для обеспечения северного завоза как-то надо.
Ещё одну руку помощи судостроению протягивает система высшего образования и подготовки кадров. Тут уже слово взяла ректор САФУ Елена Кудряшова, презентовавшая публике систему «завод — втуз», реализуемую в Северодвинском филиале вуза.
Два дня работы
После пленарного заседания в рамках форума прошли две сессии — стратегическая финансовая при поддержке Газпромбанка и посвящённая строительству морской техники и гражданского флота для освоения шельфа, прибрежной зоны и побережья.
На вечер 20 июня запланированы ещё два круглых стола. Продолжится форум завтра. На повестке три темы — «Технологические и экологические аспекты использования СПГ на флоте в условиях Арктики», «Перспективы рынка строительства и использования туристического флота для арктических судов» и «Кластерное взаимодействие как драйвер межрегиональной кооперации в судостроении и судоремонте».