Правительство региона совместно с грузовладельцами, стивидорными и судоходными компаниями, предприятиями транспортно-логистического сектора сейчас прорабатывает вопрос о грузовой базе и мерах экономического стимулирования таких перевозок.
Большое число грузоотправителей Архангельской области и регионов Северо-Запада России готовы переориентировать грузопотоки на Северный морской путь с отправкой из порта Архангельск в случае создания привлекательных коммерческих условий.
В регионе уже накоплен положительный опыт организации поставок грузов с Дальнего Востока в Архангельск с последующим их перенаправлением в центральную часть России. Ежегодно суда группы компаний «Доброфлот» доставляют рыбную продукцию в другие регионы нашей страны Северным морским путём.
Перевозка рыбы в Архангельск водным путём занимает 12–14 дней. При этом в Москву с учётом выгрузки груз прибывает через 18–19 дней. Тогда как доставка по железной дороге из Владивостока до Москвы составляет 45–60 дней.
Вместе с временем владельцы грузов экономят и на стоимости транспортировки: в 2019 году цена перевозки одного килограмма рыбопродукции до Архангельска по Северному морскому пути составила 14–18 рублей. Доставка до Москвы по железной дороге обходилась почти в три раза дороже.
В 2020-м, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку и экономическую ситуацию, договорённости о поставках рыбы сохраняются. Как сообщил генеральный директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин, уже в конце лета три судна доставят с Дальнего Востока девять тысяч тонн рыбопродукции.
Такой способ перевозки рыбной продукции давно не использовался, но «Доброфлот» восстановил регулярные поставки водным путем. Доставка грузов в обратном направлении станет следующим шагом развития маршрутной сети Севморупи.
— Два успешных судозахода в Архангельск атомного лихтеровоза «Севморпуть», принадлежащего «Атомфлоту», в 2019 году и один в 2020-м стали знаковым событием для Архангельской области, а также российских предприятий транспортно-логистической и нефтегазовой отрасли. Заход «Севморпути» принципиально расширяет возможности порта, открывает его для приёма гораздо более крупных судов, — рассказал представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Лев Левит. — Этот рейс экспериментальный, но позволит сформировать новые маршруты доставки грузов в порты арктического побережья России и привлечет в Арктику новые грузопотоки.
Производимая лесная продукция Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми пользуется высоким спросом, однако отправка груза пока ведётся другим способом.
В среднесрочной перспективе ежегодный объем грузопотока контейнеризированных и неконтейнеризированных грузов из морского порта Архангельск на рынки Архангельского тралового флота с использованием Северного морского пути может составить порядка 96 тысяч *TEU (twenty-foot equivalent unit — эквивалент двадцатифутового контейнера, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств).
Перспективным является также экспорт пеллет на новые растущие рынки Японии и Республики Корея, а также поставка фанеры в контейнерах на рынки Западной Европы.
Возможна и постепенная переориентация части контейнерного и вагонного железнодорожного экспорта на новый морской маршрут по Северному морскому пути. Освоение этого грузопотока может быть реализовано уже в ближайшее время при условии конкурентоспособных ставок морского фрахта, портовых сборов и железнодорожных тарифов.