В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Регион
Экономику Северного морского пути поднимут общими совместными усилиями Поморья и НАО

Экономику Северного морского пути поднимут общими совместными усилиями Поморья и НАО

19.05.2020 09:57
18 мая на встрече с редакторами печатных и электронных СМИ Архангельска и Северодвинска врио губернатора Александр Цыбульский заявил, что строительство глубоководного порта в Индиге в перспективе даст новое развитие проекту Белкомур.

При этом, по мнению главы региона, строить глубоководный порт в Архангельске нецелесообразно.

Александр Цыбульский отметил, что сегодня прорабатывается вариант строительства железнодорожной ветки от Карпогор (Архангельская область) до Индиги (Ненецкий автономный округ). В самой Индиге инвестор рассчитывает построить глубоководный порт, который в перспективе будет успешно конкурировать с портом Мурманска.

— Этот проект очень давно существует и не реализован просто потому, что экономика и технологии были не готовы к его полноценной реализации, — подчеркнул Александр Цыбульский. — У НАО всегда была конкуренция с Архангельской областью в части Белкомура и порта Индига. Здесь понятны интересы каждой стороны, стремящейся  получить серьёзную точку роста для своей экономики. Архангельск в этом смысле обладает серьёзной грузовой базой, которая сегодня в большей степени уходит в Санкт-Петербург. При этом большая часть добавленной стоимости остаётся не в нашем регионе. Порт Архангельск, к сожалению, никогда не сможет принимать большие суда, по 300 тысяч тонн, которые осуществляют основные перевозки по Северному морскому пути. Потому, что глубины не позволяют этого сделать и никогда не позволят. Требуется провести просто нереальное дноуглубление.

Индига, по словам врио губернатора, наоборот, обладает преимуществами глубоководности. Это последняя точка на карте, где можно построить незамерзающий порт — дальше уже слишком сложная ледовая обстановка. До неё краешком доходит Гольфстрим, и в целом ледовая обстановка позволяет использовать суда с самым минимальным ледовым классом.

В проекте, который рассматривает инвестор, на траверсе порта Индига глубина составит порядка 25 метров. По сути он сможет принимать любые суда любых классов.

— Проблема Индиги в том, что там всегда не хватало рабочей силы и не было железной дороги, которую туда нужно строить, — заявил на встрече со СМИ Александр Цыбульский.

По первоначальному плану рассчитывали, что железную дорогу построят от Сосногорска (республика Коми). Но появился другой, более выгодный для Архангельской области вариант — построить 500-километровую железнодорожную ветку от Карпогор. Она получается даже короче, при этом строительство будет проходить по «нормальному, не сложному рельефу». Общая стоимость проекта — боле 200 миллиардов рублей. Ещё более 80 миллиардов инвестор потратит на строительство самого порта в Индиге. Строительство причальной сети там планируют начать уже в 2021 году.

— Складывается очень хорошая история: Карпогоры смогут забрать большую часть того груза, который уходит на экспорт через Питер. Тем самым создав серьёзные экономические предпосылки для наших инвесторов, чтобы они здесь активнее развивались. С другой стороны мы сможем развивать и экономику Северного морского пути. — отметил врио губернатора Архангельской области. — Через порт Архангельск мы не получим полноценный выход на Севморпуть, всегда будем проигрывать Мурманску. При этом та задача, которая поставлена президентом на первом этапе — 80 миллионов тонн грузов по Северному морскому пути — не решится одним портом в Мурманске. Если говорить про обслуживание ледоколов, про пункты складирования крупнотоннажных грузов, то крайне важно для всех производителей сделать так, чтобы максимальное количество этих грузов и весь сервисный и спасательный центр располагались максимально близко к территории с тяжёлой ледовой обстановке. По сути требуются два пункта с двух сторон — с Востока и с Запада около той части Северного морского пути, которая покрывается толстыми льдами. В этом смысле соединение двух потенциалов было бы очень крутой историей. Проект экономически «выстрелит» на 100 процентов.

Интересно, что через порт в Индиге планируют пропускать грузы даже из Киргизии. Александр Цыбульский подчеркнул, что сегодня эта страна стоит на пороге принятия инвестиционного решения по строительству собственной железной дороги для того, чтобы пропускать через себя китайские грузы. Реализация проекта порта в Индиге и железной дороги от Карпогор позволит северным регионам забрать на себя грузопоток Киргизии, юго-востока Китая и Казахстана (речь о ежегодном транзите до 40 миллионов тонн угля в Прибалтику).

— Мы могли бы сделать транспортный коридор Азия — Северный морской путь, — считает Александр Цыбульский — В пике реализации проекта загрузка глубоководного порта составит до 200 миллионов тонн груза. Совмещение Белкомура и Индиги впервые даёт экономику этим двум проектам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.