Общество
Есть вопрос: Архангельской области и НАО в очередной раз прочат объединение в один регион

Есть вопрос: Архангельской области и НАО в очередной раз прочат объединение в один регион

Возможно, данную тему главы двух субъектов РФ обсудят в начале следующей недели.

Первые официальные предложения об объединении Архангельской области и Ненецкого автономного округа были озвучены ещё в начале 2000-х годов. Тогда эта идея, родившаяся в Архангельске, встретила большое недовольство у жителей НАО. Сохраняется оно и сейчас. В итоге, никакого слияния не произошло, а отношения между субъектами федерации стали регулироваться на основе договора о взаимодействии. Но в 2020 году вопрос об объединении регионов снова вернулся в новостную повестку.

Экстренное совещание

8 мая «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в администрации Ненецкого автономного округа опубликовал новость, что в начале следующей недели врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский и врио главы НАО Юрий Бездудный проведут в Нарьян-Маре совещание, одной из тем которого может стать объединение двух регионов.

Совещание, по словам собеседника издания, экстренное. Необходимость встречи вызвана проблемами с бюджетным обеспечением обоих регионов. Так, бюджет НАО во многом формируется за счёт нефти — в перспективе доходы от её добычи снизятся из-за резкого падения цен. Бюджет Архангельской области в 2020 году также будет дефицитным.

В свою очередь, факт встречи подтвердили и в правительстве Архангельской области — в графике Александра Цыбульского и ряда его заместителей стоит командировка в Нарьян-Мар. Источник «Коммерсанта» считает, что вопрос объединения субъектов может стать итогом совещания.

Ранее источник «Коммерсанта», близкий к администрации президента, заявлял, что процесс объединения НАО и Архангельской области может начаться после выборов губернатора региона в единый день голосования 13 сентября. Сам процесс объединения может занять до двух лет.

Губернаторские перестановки и новая волна слухов

Владимир Путин назначил Александра Цыбульского врио губернатора Архангельской области 2 апреля 2020. Экс-глава НАО пришёл на смену Игорю Орлову, который управлял Поморьем на протяжении восьми лет. Одновременно с этим Ненецкий автономный округ возглавил Юрий Бездудный, который занимал пост заместителя Александра Цыбульского.

Размышления на тему объединения субъектов появились сразу же после кадровых перестановок. О том, что Архангельская область и НАО могут объединиться в один регион под управлением Александра Цыбульского, РИА «Новости» рассказал депутат Госдумы от Поморья Андрей Палкин.

— В принципе давно витает такая идея по объединению Архангельской области и НАО в один регион, и на сегодняшний день она актуальна, — рассказал парламентарий агентству.

О возможности объединения регионов рассуждали и депутаты Областного собрания. Так экс-сенатор Людмила Кононова, комментируя данную информацию порталу «Архангельские известия», высказала мнение, что объединение регионов можно только приветствовать. По её словам, от слияния выиграют все — Архангельская область вернёт себе статус нефтегазового региона, а для жителей НАО система здравоохранения Поморья станет ещё более доступной.

Сами же жители НАО, если судить по комментариям на странице Александра Цыбульского «ВКонтакте» от перспектив объединения совсем не в восторге. Реагируя на пост экс-главы округа, посвящённый его уходу с должности, врио главы Архангельской области просили даже не задумываться над слиянием субъектов.

— Жители НАО надеются, что Вами не будет подниматься вопрос об объединении Архангельской области с Ненецким автономным округом!!! Нам — жителям НАО — этого НЕ НАДО!!! — гласило одно из посланий.

История отношений Архангельской области и НАО

На данный момент Ненецкий автономный округ одновременно является и субъектом Российской Федерации и составной частью Архангельской области. Отношения между регионами основаны на договоре о взаимодействии, действие которого до конца 2022 года пролонгировали в октябре 2019-го. Данный документ распределяет поступления от федеральных налогов и сборов, собираемых на территории Ненецкого автономного округа, между окружным и областным бюджетами.

Если обратиться к истории, то образованный в 1929 году Ненецкий округ вошёл в состав Северного края, который существовал на карте РСФСР с 1929 по 1936 год. В его состав входила и Архангельская область. В 1930 году Ненецкий округ стал Ненецким национальным округом, а спустя ещё шесть лет Северный край упразднили. ННО вместе с «старшей сестрой» вошёл в состав Северной области, а в 1937 году была образована и уже «самостоятельная» Архангельская область. Округ стал её частью.

В 1959 году все районы Ненецкого НО упразднили, а их территория перешла в прямое окружное подчинение. ННО фактически превратился в один из административных районов Архангельской области. Своё нынешнее название — Ненецкий автономный округ — субъект федерации получил в 1977 году.

В 1990 году на внеочередной сессии Ненецкого окружного Совета народных депутатов парламентарии приняли решение провозгласить Ненецкую Советскую автономную республику и принять декларацию о суверенитете Ненецкой Советской автономной республики. В то же время, она должна была входить в состав РСФСР. Интересно, что на сессии присутствовали и представители Архангельской области, а отношения между регионами предлагалось строить на «договорной и взаимовыгодной основе».

В любом случае, в 1993 году Архангельская область и НАО получили статус субъектов РФ. Спустя год регионы заключили первый договор о взаимоотношениях.

До 2007 года Архангельская область и НАО хозяйствовали самостоятельно, подписав в 1996 году договор о разграничении полномочий согласно закону «Об общих принципах организации власти в субъектах РФ».

В конце 2007 года руководители области и округа Николай Киселев и Валерий Потапенко подписали протокол, передающий часть полномочий НАО Архангельской области, в том числе в части исполнения консолидированного бюджета.

Вопрос объединения Архангельской области и НАО всплыл в начале двухтысячных. Поступило данное предложение из Архангельска. Кроме того, в 2004 году, после поправок в федеральный закон, доходы автономных округов от части федеральных налогов и сборов, а также большая часть властных полномочий передавались краям и областям.

Тема слияния регионов с 2004 по 2013 годы часто появлялась в местных СМИ. Поводов хватало: например, жители НАО выступали резко против возможного объединения, устраивали митинги и даже собирались организовать референдум о непосредственном вхождении НАО в состав РФ. Активно ситуацию комментировали и политики с обеих сторон.

Разговоры об объединении затихли (как оказалось, на время) в 2014 году. Шесть лет назад Архангельская область и НАО заключили договор о взаимодействии, регулирующий отношения двух субъектов РФ при осуществлении полномочий на территории НАО. Именно его и пролонгировали осенью прошлого года.

«Плюсов у объединения больше, чем минусов»

Директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов, комментируя для «Регион 29» возможное объединение двух субъектов Федерации, отметил, что рано или поздно данный процесс должен произойти.

— Я эту идею поддерживаю. Недосказанность Конституции 1993 года в наличии матрёшечных субъектов Федерации так или иначе требовала разрешения. И тот процесс, который происходил в РФ в середине 2000-х годов, когда объединения происходили в Пермском крае, затем в Красноярском, Забайкальском и Камчатском — он остался незавершённым для автономных округов. В этой связи процесс объединения возможен в силу того, что в новейшей истории уже были прецеденты. Кроме того, к этому приведёт желание политической элиты страны, поскольку система управления требует более чёткого административно-территориального устройства, — отметил экономист.

Кроме того, есть и объективные предпосылки у такому слиянию — территориальная близость двух субъектов. В то же время Ненецкий автономный округ, по мнению эксперта, с населением в 40 тысяч человек и с наличием двух муниципальных образований, скорее выбивается из общей линейки регионов. И даже то, что НАО является регионом-донором, не сильно меняет ситуацию.

«Другой вопрос», по словам Владимира Климанова в том, за слияние должны проголосовать на референдумах жители обоих субъектов. В тоже время политическое согласие на объединение регионов пока публично никто не озвучивал.

Рассуждая на тему, как объединение может повлиять на жизнь северян, в частности жителей НАО, которые на протяжении 2000-х неоднократно выступали против данного процесса, эксперт отметил, что после слияния они могут финансово пострадать. Дело в том, что сейчас в округе уровень заработной платы выше, в том числе и у бюджетников. А он, так или иначе, привязан к среднему показателю по региону.

— Пока здесь нет заявленных планов, которые говорили бы о том, как эта проблема будет решена. Но я уверен, что у политических лидеров, которые будут выходить с обращениями к людям, варианты решения есть, — поделился своими ожиданиями Владимир Климанов.

Вторая потеря, которую понесёт НАО заключается в том, что политическая элита округа просто потеряет свои позиции. Но, как показывают недавние процессы, решение у этой проблемы решение есть. Более аккуратное вхождение округа в состав области может быть обеспечено сохранением территориального управления.

Говоря о других экономических аспектах слияния Архангельской области и НАО, эксперт отметил, что дополнительных толчком к объединению могут стать уже существующие экономические связи. Кроме того, единый, крупный субъект Федерации всегда более интересен для инвесторов, которые готовы разворачивать масштабные программы развития территории. Таким образом, жители получат небольшой, но плюс с точки зрения бюджетной обеспеченности

— Объединение может стимулировать экономическую активность. Такие процессы сейчас частично наблюдаются в составе Красноярского края, когда в него влились два автономных округа. Наличие необходимости дополнительных согласовательных процедур отпугивал хозяйствующие субъекты от активных действий, — рассказал Владимир Климанов.

По словам эксперта, в сложившейся политической системе объединение является наиболее очевидным решением в «данной ситуации». Но касается это мнение именно матрёшечных субъектов — во всех других случаях объединение субъектов РФ будет гораздо менее объяснимым.

— У каждого процесса есть свои плюсы и минусы. Я придерживаюсь той точки зрения, что плюсов здесь больше, чем минусов. Кроме того, свои плюсы и минусы есть и в обособленном развитии двух субъектов Федерации. Подобные вопросы чаще всего носят не экономический, а политический характер. В целом, незавершённость в статусе НАО, само наличие субъекта Федерации со столь небольшим людским потенциалом — это всё вынуждает подумывать об объединении субъектов. В сложившихся условиях объединение выглядит более предпочтительным, но есть, конечно, и альтернативные варианты. Например, это опыт Канады, где несколько слабозаселенных северных территорий, отчасти похожих на НАО, имеют статус территорий, а не полноценных провинций, — отметил Владимир Климанов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.