Комитет Архангельского областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии (далее – профильный комитет) под председательством Александра Дятлова подготовил пакет предложений о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, направленный в адрес министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина.
Крупнейшие системообразующие лесопромышленные компании Архангельской области - Группа компаний «Титан», Группа «Илим» и Группа компаний «УЛК» всецело поддержали эти предложения в целях совершенствования правового регулирования в сфере лесного законодательства.
Профильный комитет напомнил, что на территории Архангельской области предприятия лесной отрасли представлены участниками всех этапов производства и реализации древесины, начиная с лесозаготовки и заканчивая глубокой переработкой. Предприятия региона являются крупнейшими экспортерами лесоматериалов и целлюлозно-бумажной продукции.
Вследствие этого стоит поддерживать именно крупные межрегиональные инвестиционные проекты в области использования лесов, прежде всего, за счёт передачи полномочий по принятию решений о предоставлении лесных участков на федеральный уровень.
Вторым принципиальным пунктом комитет назвал заключение договора аренды лесного участка после окончания его действия на новый срок, что приведёт к росту заинтересованности лесопромышленников в качественном воспроизводстве, охране и защите лесов, повысит капитализацию лесопромышленных предприятий и увеличит инвестиционную привлекательность лесного комплекса.
Комитет предлагает изменить подходы к ставкам платы при аренде лесных участков для заготовки древесины: при его долгосрочной аренде для целей заготовки древесины устанавливать арендную плату исходя из площади арендованного лесного участка (за один гектар). При этом объём заготовки древесины будет по-прежнему определяться по расчётной лесосеке. В этом случае улучшение качества лесного фонда и увеличение прироста древесины (расчетной лесосеки) не вызовут роста арендной платы, а будут способствовать получению арендатором дополнительного дохода, что приведет к качественному скачку не только экономических показателей ЛПК, но и к интенсификации ведения лесного хозяйства.
Среди необходимых изменений также значится установление начальной цены предмета лесного конкурса по аналогии с порядком определения размера арендной платы после окончания льготного периода для договоров аренды, заключённых в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов (минимальная арендная плата и средний сложившийся в субъекте Российской Федерации коэффициент превышения арендной платы над минимальной).
Важным аспектом комитет считает и урегулирование проблемы малонарушенных лесных территорий и гармонизация с требованиями добровольной лесной сертификации. В частности, было предложено законодательно установить перечень лесов, которые могут относиться к малонарушенным лесным территориям, обеспечив соответствие требований стандартов FSC и законодательства Российской Федерации.
Принципиальной правкой комитет назвал и вопрос о сроках заключения договора аренды лесного участка. Им предлагается ввести в лесное законодательство положения, в соответствии с которыми срок договора аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а также предоставляемого для лиц, внедряющих интенсивное использование и воспроизводство лесов, определяется по заявлению инвестора.
Среди мер, призванных изменить тренд развития ЛПК, комитет назвал, в том числе, развитие биржевой торговли круглыми лесоматериалами, строительство лесных дорог на землях лесного фонда, переход на интенсивное использование и воспроизводство лесов, использование расчетной лесосеки, недоосвоенной за три предыдущих года, исключение излишних элементов контроля при проведении лесовосстановительных и лесохозяйственных работ, а также сроки заготовки и вывоза древесины, которые могут быть увеличены не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.