Воскресенье, 12:40. На перроне архангельского железнодорожного вокзала меж путей снуёт колючий сиверко. Редкие пассажиры, отдавшие за поездку до города корабелов 147 рублей, предпочитают не задерживаться и проходят в салон рельсового автобуса. Транспорт представляет собой два просторных современных вагона, объединённых с двумя устремлёнными в противоположные стороны локомотивами. Ныряем в вагон и мы.
Внутреннее убранство совсем не похоже на северодвинскую дежурку в её «первобытном» виде (хотя лёгкий запах топлива в салонах поезд всё‑таки унаследовал у советского пращура). Дизайн вагонов как снаружи, так и внутри — прост и современен. В просторном и достаточно прохладном салоне в основном сдвоенные и «строенные» современные кресла. Всего 40 сидячих мест.
Но вот в реальности пассажиров в поморской столице село куда меньше: помимо двух корреспондентов «ТР» ещё один молодой человек и дедушка с внуком. В соседних салонах людей фактически столько же. Проводница уверенно говорит, что на утренних рейсах заполняемость выше, поскольку едет рабочий люд.
В вагоне работает табло, система голосового оповещения звучит приятным женским голосом: «Уважаемые пассажиры, поезд едет до станции Северодвинск. Желаем вам приятной поездки». Что немаловажно, есть нормальный туалет.
Совершенно неспешно РА-2 отправляется в путь.
Молодой архангелогородец Илья ездит в Северодвинск примерно раз в месяц, и предпочитает именно РА-2. Интересуюсь: «Какие козыри?». Искушённый в вопросах межмуниципального транспорта северянин отвечает: автобус едет быстрее, но всё же чаша симпатий перевешивает в пользу «рельсовика». Главный аргумент — уровень комфорта, а цена билета фактически одинакова.
Пенсионер Владимир Михайлович совершает на рельсовом автобусе еженедельные путешествия с внуком Сашей прям чуть ли не с премьерного, тестового рейса в начале августа 2019 года.
— Один раз съездили до Северодвинска, а до Исакогорки (пригород Архангельска) и обратно всё время ездим, как на прогулку. Катаемся с внуком именно на РА-2. Пропустили только один раз, — рассказал Владимир Михайлович.
— Он — двухвагонный! — неожиданно заявляет о своём интересе к железнодорожному транспорту внук Саша, утверждающе кивая в знак того, что «рельсовая» прогулка ему по душе.
Саше нравится кататься и на автобусах, но желательно на МАЗах, подаренных Архангельску Москвой. Владимир Михайлович замечает, что некомфортные, но неплохо прижившиеся на севере ПАЗики пора убирать с маршрутов.
В Исакогорке наш поезд встречается со своим собратом, везущим людей из города корабелов в Архангельск. Дед и внук пересаживаются, чтобы держать путь домой. Если бы они доехали до Северодвинска, то оперативно вернуться в поморскую столицу они могли бы только на автобусе, на РА-2 — только утром.
На остановке народ постепенно заполняет салон. На станции Рикасиха заходят дачники. Между станциями поменьше начинает пропадать мобильная связь. Пассажиры помоложе, студенты немного скучают без вай-фая. Люди постарше легко и непринуждённо проводят время в беседах, попутно взирая на величественные северные леса.
В тундре у обладателей смартфонов и планшетов появляется LTE — близится конечная станция. При выходе на северодвинский перрон смотрим на часы: на всё про всё потребовалось где‑то один час 50 минут.
— Было бы неплохо, если бы вечером был рейс рельсового автобуса из Северодвинска в Архангельск. Думаю, многим это было бы удобно, — напоследок высказывает пожелание Илья.
Что ж, у каждого вида транспорта есть свои индивидуальные преимущества. РА-2 отдают предпочтение те, кто давным-давно привык к архаичной дежурке, но у него появились и новые приверженцы, для которых многое значит комфорт. Идея областной власти, регионального минтранса в том и заключалась, чтобы «создать здоровую конкуренцию в борьбе за качество обслуживания пассажиров».
Действительно, если сравнивать стоимость услуги с конкурирующим пассажирским автотранспортом, то она сопоставима — поездка на автобусе обойдётся в 150 рублей. Ехать на нём около часа. Однако пробки у моста на въезде в Архангельск могут менять расклад для пассажира. Наверное, это тот самый случай, когда тише едешь — дальше будешь.
Практика показала, что поезд набирает популярность среди жителей поморской агломерации (Архангельск — Северодвинск — Новодвинск). Власти уже пришлось скорректировать расписание рейсов. Ещё на старте проекта в областном минтрансе пообещали, что если РА-2 покажет свою эффективность в 2019 году, в 2020‑м будет рассмотрена перспектива его эксплуатации и на других маршрутах. А для обитателей агломерации, наверное, было бы самым желанным соединить рельсовым автобусом все три города.