В Архангельск прибыла официальная делегация из Китая
Общество
1584 или 1388? Историк поставил под сомнение официальную дату основания Архангельска

1584 или 1388? Историк поставил под сомнение официальную дату основания Архангельска

05.02.2020 14:10
Идею доктора исторических наук Юрия Лукина обсудили на круглом столе в САФУ.

4 февраля в Северном Арктическом федеральном университете имени Ломоносова прошёл круглый стол «Историческое начало Архангельска: 1584/1388». Историки, археологи, краеведы и представители научно-исследовательских и общественных организаций обсуждали, какую дату стоит считать годом основания Архангельска.

Напомним, официально это 1584 год. Именно тогда, по приказу Ивана Грозного, на территории Михайло-Архангельского монастыря была построена деревянная крепость. В свою очередь, историк Юрий Лукин предлагает взять за основание Архангельска 1388 год. Такой вывод он сделал благодаря благословенной грамоте новгородского владыки Иоанна, опубликованной архимандритом Амвросием (Андрей Орнатский, 1778-1827) в его труде по истории Российской иерархии. Кроме того, данная грамота была официально заверена свинцовой печатью новгородского архиепископа.

Круглый стол «Историческое начало Архангельска: 1584/1388». Фото пресс-службы администрации Архангельска.Круглый стол «Историческое начало Архангельска: 1584/1388». Фото пресс-службы администрации Архангельска.

Идея Юрия Лукина нашла поддержку у участников круглого стола, сообщает пресс-служба горадмина. По их мнению, Архангельск, которому накинут почти 200 лет, будет пользоваться большим уважением в России и за рубежом. Вспомнили даже геополитику: по мнению ректора САФУ Елены Кудряшовой, новая дата основания Архангельска «позволит претендовать на лидирующие позиции в Арктике».

Почему именно 1388 год?

По словам Юрия Лукина, дату основания Архангельска он пытался уточнить со студенческих лет. В 1967 году он даже писал курсовую работу на эту тему. Свой проект «Историческое начало Архангельска: 1584/1388» он возобновил в октябре 2019 года.

21 ноября прошлого года на сайте САФУ вышла новость, в которой рассказывалось о выводах историка. В тот же день на сайте вуза разместили и статью доктора исторических наук, в которой он подробно рассказал о своём исследовании.

— Официальный возраст Архангельска сильно преуменьшен в силу разных обстоятельств. Официальной, явно устаревшей датой основания Архангельска считается 1584 год, когда всего лишь была построена деревянная военная крепость в обжитом уже не одно столетие месте. Фактически, историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михайло-Архангельского монастыря в 1388 году, что подтверждается документально, — отмечает автор в начале статьи.

Юрий Лукин. Фото пресс-службы администрации Архангельска.Юрий Лукин. Фото пресс-службы администрации Архангельска.

За эту дату говорит уже упомянутая грамота новгородского архиепископа Иоанна, в которой фигурирует архангельский игумен Лука. Данный документ заверен свинцовой архиерейской печатью, но никаких дат в нём не упоминается.

Проведя анализ документов (с XII по XIV век), Юрия Лукин сопоставил годы владычества архиереев по имени Иоанн с датой игуменства Луки. Получилось, что из трёх Иоаннов подошёл только Иоанн III (1388—1415), а в XIV веке Лука в монастыре был только один. Как выяснилось, свой «пост» игумена он занимал с 1388 по 1400 годы.

Благодаря этим выводам, получается 12-летнее «окно» (1388 — 1400), в которое попадает та самая благословенная грамота. Нижняя же его граница вполне подходит в качестве даты основания Архангельска, так как у учёных есть обоснованные предположения, что монастырь на Пур-Наволоке появился ещё раньше. Например, историки Николай Карамзин и Василий Крестинин относят время основания обители к XII веку.

Ричард Ченслер в Нёноксе. Михаил АндреевРичард Ченслер в Нёноксе. Михаил Андреев

— Игумена Луку можно считать первым легитимным правителем Михайло-Архангельского монастыря и законным основателем Архангельска. Это, выражаясь современным языком, игумен-градоначальник, совмеща­ющий одновременно должности игумена православной обители и «первого мэра» Архан­гельского града — того давнего маленького поселения людей в устье Северной Двины, — пишет Юрий Лукин.

Чтобы ещё больше упрочить свои позиции, Юрий Лукин приводит примеры Вологды и Великого Устюга, которые ведут свою историю как раз от монастырей. Кроме того, по его словам, монастырям обязаны своим возникновением города Тихвин, Кириллов, Череповец, Юхнов и другие.

— Видеть Архангельск в XVI веке только военной крепостью и не замечать его предшествующей истории с XIV столетия — это просто глупо, не исторично и не патриотично по отношению к родному городу, к его жителям, — утверждает историк.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.