В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
На «Севмаше» наградили строителей первой в мире титановой атомной подводной лодки

На «Севмаше» наградили строителей первой в мире титановой атомной подводной лодки

03.02.2020 14:10
50 лет назад корабль передали флоту.

В 1969 году первую в мире титановую атомную подводную лодку передали СССР. К этой дате шли пять напряжённых лет. Заложили корабль по прозвищу «Золотая рыбка» в 42-м цехе «Севмаша». Государству нужна была самая быстрая и невидимая АПЛ. Для этого идеально подходил титан. Но непростая технология сварки материала заставила корабелов помучаться.

— Когда испытывали первый блок — средний — он на последней минуте разрушился. Это произошло потому, что было допущено окисление в определённом месте, — вспоминает мастер производственных работ (в 1963 году) Александр Лугов.

Когда лодку сдали, корпус продолжал трещать по швам, периодически его латали и отправляли в следующий поход. Семь лет на «Золотой рыбке» прослужил Виктор Дюма, в 19 лет ему выпала честь  испытать новейшую подлодку в составе экипажа. На госиспытаниях установили рекорд подводной скорости — 83 километра в час.

— Скорость была огромная! Одна малейшая ошибка рулевого — и всё, она взлетает вверх или вниз. Непоправимо, — рассказал старший корабельный по обслуживанию штурманского оборудования (в 1969 году) Виктор Дюма.

Это был эксперимент, экипаж называли смертниками, но после успеха относились к особым уважением, как к космонавтам. Укомплектован корабль был ракетами «Аметист», которые выпускались из подводного положения — тоже новинка для тех лет.

Такое оружие было создано, чтобы запугать американцев, которые славились мощной группировкой авианосцев. Известен случай, когда «Золотая рыбка» в Атлантике полтора месяца шла за авианосцем «Саратога» прежде, чем её заметили, а после сумела уйти от преследования благодаря немыслимой скорости.

— После полутора месяцев за «Саратогой» я сообразил, что сейчас что-то может произойти, раз они вертолёт за вертолётом… Срочно доложил, командир принял решение — погрузиться и дать максимальную скорость, — вспоминает Виктор Дюма.

Славная история боевой службы корабля закончилась в 1988. В дальнейшем её утилизировали на «Звёздочке». Строить серию из десяти подобных кораблей на «Севмаше» не стали — слишком дорого. Первая титановая АПЛ, по официальным данным, обошлась государству в два процента от всего оборонного бюджета огромной страны. Отсюда и прозвище «Золотая рыбка». Изученные технологии использовались при строительстве других кораблей.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.