В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
«Симфония голосов в поиске слушателя»: в архангельском драмеатре озвучат воспоминания Фёдора Абрамова

«Симфония голосов в поиске слушателя»: в архангельском драмеатре озвучат воспоминания Фёдора Абрамова

23.01.2020 17:34
К юбилею писателя «архдрама» выпустит спектакль «Сарафан» по его рассказам «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также по записям из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава».

Над спектаклем работает постановочная группа из Санкт-Петербурга: режиссёр — Мария Критская, которая летом 2019 года приняла участие в лаборатории «Рыбный обоз», и художница — Елена Соколова. Мария Критская хочет поставить отчасти звуковой спектакль — «этакую симфонию голосов в поиске слушателя».

— Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил, — цитирует её пресс-служба театра. — И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Постановка получила подзаголовок — «Были. Небыли. Отголоски».

— Материал — это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но — не были, — поясняет Мария Критская. — Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. Конечно, и что произошло за время, пока писатель отсутствовал, что не случилось при нём — тоже хочет быть услышанным. В результате должен сложиться такой калейдоскоп, мозаика из голосов. То мы слышим историю простой пинежской девушки, пошедшей за мечтой так же далеко, что и её знаменитый земляк Михаил Ломоносов. Мечта воплотилась по-земному странно, жизнь девушки вроде бы «не удалась», но, тем не менее, свой загадочный подвиг она совершила и он остался в памяти людей. То выныривает голос любимой лошади писателя, которая недоумевает вместе с ним: «А были ли когда-нибудь времена, когда людям и лошадям жилось иначе, и какой тогда был смысл всей этой жизни?». То прорываются голоса родных Абрамова, соседей, односельчан. Голоса непонимающие: как же так, почему — всю жизнь проработали и ничего за это не получили?

С артистами «архдрамы» занимается специалист по северной традиции, руководитель фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Головкина, которая уже 20 лет организует экспедиции на север Архангельской области.

— С ней актёры погружаются в песенную традицию, с которой неразрывно связано и понятие «говоря», — добавила Мария Критская. — Вряд ли достижимо, чтобы актёры заговорили как в Верколе, да и носителям говори было бы смешно нас слушать. Скорее мы стараемся создать правдоподобную среду, которая бы никому не мешала воспринимать материал. Ищем нашу уникальную гармонию, которая вбирала бы в себя черты народной традиции — и песенной, и разговорной. Язык Абрамова особенный. Хотим проникнуться его интонацией, поэтому стремимся к достоверности. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни — независимо от того, будут они в итоге петь в постановке или нет. Это необходимо для общего предчувствия среды.

Режиссёр отметила удивительную актуальность прозы Абрамова.

— Мне запал в душу рассказ «Старухи», — рассказала Мария Критская. — Удивительная актуальность текста, которому ровно 50 лет! Это показалось очень символичным, учитывая столетний юбилей автора. После этого, конечно, случилось много чего интересного именно в Архангельске. Если бы раньше я дала заголовок этому всему «Почему народ безмолвствует», то сейчас наоборот — «Народ хочет быть услышанным». А дальше всё развивается — что происходит, когда он услышан? Так ли услышан? Хочется уделить внимание и взаимоотношениям Абрамова со своими, так сказать, информантами, с теми, кого он записывал. Ведь мы знаем, что эти отношения были сложными. Люди, с чьих слов он писал, часто негодовали, когда узнавали, что их истории записывали. Другие недовольствовали, если потом в истории что-то менялось из-за творческого замысла, или когда понимали, что их сокровенное явили всему миру. Этот момент тоже сложный.

Премьера «Сарафана» состоится 28 февраля на камерной сцене драмтеатра. Спектакль вошёл в официальную программу празднования столетия Фёдора Абрамова в Архангельской области.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.