Архангелогородка поверила мошенникам и потеряла более миллиона рублей
1/3
Общество
Даже ветхий дом танцует последний танец: в Архангельске завершилась лаборатория пластического кино

Даже ветхий дом танцует последний танец: в Архангельске завершилась лаборатория пластического кино

07.12.2019 11:56Мария АТРОЩЕНКО
Молодые операторы — участники лаборатории «Пятый элемент» — сняли киноистории в танце, посвящённые четырём стихиям и месту человека на Севере.

Напомним, интенсив стартовал в Архангельске 1 декабря в рамках образовательной программы Третьего кинофестиваля стран Арктики и стал вторым этапом Лаборатории движения границ проектного бюро Arctic Art Institute.

В лаборатории приняли участие пятеро операторов из Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга и Сибири. Каждый из них под руководством наставников — оператора Максима Волоха и режиссёра Евы Валиевой — снял короткометражный фильм о своей стихии, в котором архангельские танцоры рассказывали о жизни на Севере на языке пластики.

Как рассказала Ева Валиева, собственно съёмки — а ведь были ещё лекции и разработка концепций, — заняли от одного до трёх дней. У кого-то получилась сказка, у кого-то — миф, у кого-то — притча, основанная на реальных событиях, у кого-то — история любви после смерти.

В центре — Ева Валиева. Фото Артёма Келарева.В центре — Ева Валиева. Фото Артёма Келарева.

В фильме Сергея Кудинова (Архангельск) огонь согревает: искорки от костра пляшут в темноте, отблески пламени отражаются в глазах главной героини. Огонь становится своеобразным тотемным животным — выпускница Академии Русского балета имени Вагановой Зинаида Гагарская сама танцует, как язычок пламени, — выходящим только по ночам. Наша современница как бы перемещается в первобытные времена, когда первые люди благодарили огонь за уют и защиту от дикий зверей. Ночные тепло и защищённость в свете костра сменяются утренним холодом и попыткой вернуть ощущение безопасности.

«Человек» — самая многогранная тема, и её-то и выбрал Семён Лебин (Санкт-Петербург). Обаяние его работы — во взаимодействии: как танцоров между собой, так и людей с городом. Этот фильм — самый многонаселённый: оператор увидел возможность поработать не только с человеком, пятым элементом, но и всеми четырьмя стихиями, которые его окружают. Человеческое взаимодействие рождает трогательные, комичные, драматичные ситуации, а взгляд гостя на Архангельск — уличную галерею музея ИЗО с её «зубцами», фонтан в Петровском парке, заснеженную набережную с видом на железнодорожный мост — открывает его красоту, которую не видишь незаинтересованным взглядом.

Презентация работ участников. Фото Артёма Келарева.Презентация работ участников. Фото Артёма Келарева.

Александр Дьяченко (Новосибирск) предложил неожиданное решение темы воздуха. Главным героем фильма становится деревянный дом, который сносят бульдозером, и его боль показана очень телесно, будто деревяшка и сама имеет тело, обладающее своей пластикой. А душу умирающего дома играет танцовщица Сусанна Воюшина. В финале она покидает тело, но получает свободу. 

Оператор отметил, что без архангелогородки Сусанны фильм мог бы и не получиться таким драматичным.

— Я сама живу в деревянном доме, и этот дом находился по-соседству с моим, — рассказала Сусанна Воюшина. — А, значит, кто знает, может, мой дом следующий? У нас получилась история крушения практически на грани документалистики. Мы успели снять кадры внутри, а потом вышли и увидели, что рабочие приехали.

Дарья Лахардова (Красноярск — Москва) придумала для своего фильма название — «Земля может быть белой». И создала какую-то очень сказочную историю, в которой есть и лес, и девушка, и таинственная колдунья — может, снежная королева?

В своём фильме Константин Селин (Красноярск — Санкт-Петербург) исследовал воду в твёрдом состоянии — в виде снега. Заснеженный лес стал декорацией для истории любви. Одинокий путник замерзает в лесу, судьба его незавидна. Снег вокруг и у него на лице становится символом смерти. Но сильнее смерти оказывается любовь, которую очень естественно сыграли молодые исполнители — Георгий Фролов и Екатерина Черепахина.

— Иногда Костя с Гошей уходили сниматься одни, а я стояла среди ёлок и думала, а вдруг они не вернутся? — рассказала Екатерина о съёмках в лесу.

Сейчас организаторы лаборатории надеются, что фестивальная жизнь пластических фильмов, рождённых на кинофестивале, продолжится. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.