Общество
«Первая выручка за день у нас была 300 рублей»: Молодой предприниматель из Архангельска — о старте двух успешных, но не похожих проектов

«Первая выручка за день у нас была 300 рублей»: Молодой предприниматель из Архангельска — о старте двух успешных, но не похожих проектов

28.11.2019 11:42
Бизнесмен Никита Сысоев рассказывает, как к 26 годам организовать два бизнеса, не закостенеть, развиваться и грамотно выбрать нишу.

Никите Сысоеву 26 лет. К этому возрасту он успел отучиться в бакалавриате и магистратуре САФУ и 3,5 года поработать спасателем-водолазом в МЧС. Кроме того, у него в активе  звание мастера спорта по лыжным гонкам. Но наиболее впечатляющая часть послужного списка Никиты Сысоева — два развивающихся бизнеса. В 2019 году молодой предприниматель продаёт экипировку и спортивное питание лыжникам региона в магазине PomorSki и поит кофе жителей Архангельска в сети COFFEE CO.

Достижения в сфере предпринимательства заметили в том числе и региональные власти вместе с институтами поддержки бизнеса. В 2017 году Никита Сысоев победил в региональном этапе всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России». В конце октября уже 2019-го он стал амбассадором Агентства регионального развития.

Никита Сысоев, как и ещё 14 северян, добившихся успеха в бизнесе, занимается популяризацией малого бизнеса в рамках нацпроекта «Поддержка МСП и индивидуальной предпринимательской инициативы». «Регион 29», в свою очередь, продолжает рассказ об истории успеха амбассадоров.

С чего всё началось

Первым опытом Никиты Сысоева была группа «ВКонтакте» по продаже спортивного питания. По его словам, в первую очередь он старался удовлетворить потребности своих знакомых лыжников. Начался проект с 30 тысяч рублей — месячной зарплаты начинающего бизнесмена.

— Это знакомство с предпринимательством оказалось решающим. Я начал понимать, что это интересно, что нет тех рамок, как в системе МЧС. Ты сам с собой, начинаешь воплощать свою мечту в жизнь, — рассказывает амбассадор.

Торговлю в соцсети Никита Сысоев вёл «где-то месяца три». Затем его всерьёз заинтересовала концепция мобильной кофейни. Несмотря на некоторый скепсис единомышленников, ему казалось, что даже четырёх тёплых месяцев хватит, чтобы оценить работоспособность идеи. Чёткого бизнес-плана не было, но было большое желание открыться в сезон. Ради бизнеса Никита Сысоев ушёл с основной работы.

Первый фургончик COFFEE CO появился на набережной Архангельска в мае 2017 года. Инвестиции в него составили около 500 тысяч рублей.

— Мы приобрели фургончик в Москве, допилили его и запустились. Первая выручка за день у нас была 300 рублей. Наверное, для людей сперва такая услуга была непривычной. Но мы постепенно, день за днём, начали вставать в городе. И спустя две недели — нам ещё повезло с погодой — мы начали быстро набирать обороты. Выручка удваивалась чуть ли не каждый день. Затем рост продолжился и в следующем месяце. Мы сказали «Вау!» и взяли в кредит вторую машину, — вспоминает события двухлетней давности бизнесмен.

Второй фургончик приехал в Архангельск спустя два месяца после запуска проекта. Дальше — сарафанное радио, работа на мероприятиях, локальная известность.

— Этот рай продолжался до сентября. Потом начались дожди, а мы стоим на набережной и понимаем, что надо что-то делать, — рассказывает Никита Сысоев.

Уже в холода у Никиты Сысоева с партнёрами появился первый кофе-бар. Затем ещё один. Зимой ребята просто снимали оборудование с мобильных точек и ставили его в стационарных точках.

Смена фокуса

После успешного старта сеть COFFEE CO привлекла ещё одного партнёра. Затем появилось желание сделать уже не кофе-бар, а кофейню. Она открылась в январе 2018 года.

— Сейчас мы меняем фокус на полноформатные кофейни. Мобильная торговля нестабильна. Кроме того, торгуя из фургончика не дать людям крутого качества. На кофе влияет температура, влажность. Да даже ветер. Одну мобильную кофейню мы продали, у нас осталось две. 100-процентной гарантии, что мы будем с ними работать в следующем году, нет. Сейчас у нас три стационарные точки — две кофейни и кофе-бар. И ещё одно заведение готовится к открытию, — объясняет смену парадигмы бизнесмен.

В пиковое время у Никиты Сысоева было восемь точек. Со стороны это выглядело серьёзно и здорово, но, по его признанию — это было время седых волос и нуля рублей. Но и сейчас времени на общепит уходит куда больше, чем на бизнес, связанный с лыжами.

Отвечая на вопрос «Почему кофе?», предприниматель говорит, что сперва его привлёк сам концепт мобильной торговли. Кофе ему нравился как обывателю, но заинтересовавшись темой, он понял, что рынок растёт.

— Ты на него заходишь и он сам выталкивает тебя наверх. Ну и маржинальность. Хотя, покупая крутое зерно, она не 300 процентов с чашки, как все думают. Благодаря совокупности этих факторов, мне показалось, что бизнес будет работать, — отмечает предприниматель.

Идея с мобильной торговлей показала себя эффектной и эффективной для вхождения на рынок. Минимальные вложения, нет привязки к месту, мобильность, отсутствие затрат на аренду. Теперь же дело за качественным кофе уже в комфортных, полноформатных заведениях.

Магазин для своих

Проект PomorSki развивается уже три года. Для открытия магазина спортивного инвентаря и питания под своим брендом Никита Сысоев привлёк инвестора — бывшего спортсмена. По его признанию, это был переломный момент.

— Спортивная розница — это было стопроцентное попадание. Мы сами понимали всю боль этого рынка. Всю нехватку такой экипировки и ассортимента. Никаких трудностей не было. Мы быстро нашли поставщиков. Аудиторию искали на соревнованиях — по лёгкой атлетике, на лыжных гонках в Малых Корелах. Людей было легко понять, легко было до них донести, кто мы такие. И по сарафанке, по узнаваемости мы начали показывать хорошие обороты. Затем поступили и предложения от фабрик шить продукцию по нашим лекалам, — рассказывает про быстрые успехи амбассадор.

Что касается экипировки под своим брендом, то PomorSki «подписали» лыжников Алексея Шемякина, Светлану Николаеву и Светлану Заборскую. Есть у бренда и своя команда, которая ездит по соревнованиям в соответствующей экипировке.

По признанию героя материала, задачу популяризировать лыжный спорт он перед собой не ставит. Главный акцент — на удовлетворении потребностей уже действующих лыжников и любителей активного отдыха. Архангельск, по мнению Никиты Сысоева — город про зимние виды спорта.

Российским предпринимателям нужна поддержка

В ходе беседы бизнес-амбассадор оговаривается — его пример не отражает общую картину в российском МСП.

— Часто можно услышать, что предпринимательство это круто, что существует, множество программ для его поддержки. Но статистика показывает, что по России и по Архангельской области ликвидирующих ИП предпринимателей больше, чем регистрирующих. Надо об это говорить, — считает Никита Сысоев.

Он хочет видеть от властей и всех ответственных какую-то конкретику касательно поддержки, а не просто громкие слова и призывы.

— Я наблюдаю за ситуацией третий год и в 90 процентах случаев «молодые предприниматели» в регионе — одни и те же лица. Они не стареют нисколько. И проекты те же. Последний год я просто на пальцах могу пересчитать, сколько новых предпринимателей у нас появилось. Часто крутые ребята просто уезжают из Архангельска, — говорит о своём взгляде на проблему амбассадор.

Опасения у него вызывает и ситуация вокруг проекта «Шиес». Он боится, что платёжеспособная аудитория просто уедет из Архангельска, если вся эта история продолжится.

Дальнейшее развитие

В планах у Никиты Сысоева — создание уже интернет-магазина PomorSki. Таким образом он хочет продавать экипировку по всей России. Кроме того, он займётся и развитием своей коллекции одежды. К футболкам, жилеткам и лыжным комбинезонам добавятся толстовки с авторским дизайном. Хочется ему и открыть магазин в другом городе. Сейчас он размышляет, будет ли это Питер, или кто-то из соседей: Вологда, Сыктывкар или Мурманск.

Кофейни же пока остаются в Архангельске. Вариант с франшизой он не рассматривает. В приоритете — работа над качеством кофе, над качеством обслуживания.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.