Общество
Демоны, безумие и Ларс фон Триер: в Архангельске представили оригиналы работ Дали, Врубеля и Мунка
1/3

Демоны, безумие и Ларс фон Триер: в Архангельске представили оригиналы работ Дали, Врубеля и Мунка

08.11.2019 16:48Мария АТРОЩЕНКО
В Выставочном зале Союза художников открылась экспозиция «Демоны» — «попытка вместить жанр фильма ужасов в галерейное пространство».

Камерная, но очень знаковая выставка — всего на 35 экспонатов, но великих! — стала для Выставочного зала экспериментальной.

— Для нас это очень интересный художественный опыт — не только как для музейных работников, культурологов, а, скорее, даже как для менеджеров культуры, — сказала директор ВЗСХ Юлия Медведева. — В основном мы выставляем актуальное искусство региона и современное искусство, чтобы разнообразить нашу выставочную палитру. Но мы понимаем, насколько интересно искусство прошлого нашей аудитории. Выставка спорная, сложная. Я встречала людей у гардероба — кому-то становилось плохо. Мы и сами уже слегка вымотаны — работы добирались до нас очень непростыми окольными путями.

Оригиналы добрались до Архангельска, благодаря выставочному проекту «Искусство здесь» (Artishere) промоутерской компании New Culture, которая работает в Санкт-Петербурге и Таллине.  Помимо того, что компания собирает классическое искусство, у неё также огромная коллекция работ Бэнкси.

Юлия Медведева.Юлия Медведева.

— Мы — это два человека, которые постоянно мониторят аукционы в Интернете, а в свободное время организуют выставки, — рассказал «Региону 29» куратор выставки Артём Суслов. — Если серьёзно, я промоутер и искусствовед. Только год назад я начал собирать предметы. Часть из них вы видите сегодня. Было довольно просто купить Дали: его много. Но мы купили Дали с историей — принадлежавшего когда-то семье Владимира Высоцкого. Продал нам его коллекционер из Польши Александр Кесаури, который в своё время купил их у Марины Влади. Врубеля мы заполучили довольно варварски: просто купили журнал «Мир искусства» и вырезали оттуда. Мунка мы искали год. Мы знали, что планируется выставка в Третьяковской галерее, и хотели хоть как-то его купить, чтобы страна его увидела. И вот буквально месяц назад мы его нашли, благодаря одному человеку в Нью-Йорке. Большинство аукционов проходят в Нью-Йорке и Лондоне. В Лондоне очень долго не было Мунка, а в Нью-Йорке нам удалось его застать.

Архангельск стал городом, с которого начинается тур «Демонов» по России.

— Эта выставка впервые путешествует, — подчеркнул Артём Суслов. — Мы выбирали, в какой северный город её повезти в первую очередь — либо Мурманск, либо Архангельск. Нам было принципиально отдать дань уважения Мунку, его географической связи с Севером. И мы выбрали Архангельск — это более арт-город. Мурманск — менее, хотя он и граничит с Норвегией.

Артём Суслов.Артём Суслов.

По словам куратора, у демонов Дали, Врубеля и Мунка мало общего: они из трёх разных вселенных.

— Мы хотели показать три абсолютно разных мира, — пояснил Артём Суслов, — которые не имеют друг к другу никакого отношения. Поэтому и выставочное пространство мы поделили на три части, чтобы не было соприкосновения.

От Сальвадора Дали на выставке — серия ксилографий по мотивам «Божественной комедии» Данте и три карандашных рисунка, которые ещё не выставлялись за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

— Рисунки Дали имеют очень большую ценность, — отметил Артём Суслов. — Не потому, что их мало: на eBay их просто тьма. Но рисунки Дали — это настолько непрозрачная тема, настолько часто он ставил автографы на листах и отдавал их своим рабам, что оценить подлинность можно только, если её подтвердил человек, работавший с Дали лично. Таким человеком был Марсель Дюшан, и на наших рисунках — его сертификаты.

Доски для ксилографий по «Божественной комедии» Сальвадор Дали вырезал лично.

— Данте Алигьери написал свою «Божественную комедию» как признание в любви Беатриче, но всем на это всегда было наплевать, — рассказал куратор выставки. — На ней наживались все, кому не лень, и прежде всего — католическая церковь. Почти сразу, примерно через 80 лет, она начала использовать её для устрашения людей, для демонстрации вечной казни в вечном огне. Одни богословы считают, что функции наказания исполняют ангелы с огненными мечами, а другие считают, что существует определённый контракт между Богом и Сатаной по избиению грешников демонами.

Сальвадор Дали был атеистом и в физическое существование демонического мира не верил.

— Он показывал нам демонов внутри нас, — пояснил куратор. — Они есть у всех и они у всех разные. Наверное, демоны прокрастинации, YouTube и виртуальной реальности для нас более близки, чем демоны войны и ядерных взрывов, которые были близки Дали, когда в 1959 году он закончил рисование «Божественной комедии» и приступил к оттискам.

А как закоренелый фрейдист Дали верил, что у преступлений и грехов — сексуальная подоплёка. Поэтому хвост дантовского демона Миноса, с помощью которого он распределял людей по кругам ада, он соединил с половым органом.

Представлены на выставке и четыре офорта Михаила Врубеля, созданные для журналов «Мир искусства» и «Золотое руно». 

У Врубеля демон — отвергнутое небесами существо, которое пытается излечиться любовью, но одновременно не может её вынести. Ведь и сам он, по словам Артёма Суслова, наравне с Ван Гогом был самым измученным художником в истории. 

— Врубель был глубоко порезан несчастной любовью к Эмилии Праховой, — рассказал куратор. — Это влечение было настолько не приспособлено к реальности, что уничтожило Врубеля как личность. Рисовал он в промежутках между страшной депрессией, в состоянии алкогольного забытья. Когда он умер, на его теле не было живого места: он изрезал ножом всё, что только можно. И не является ли баснословная стоимость его работ — бесполезно искать какой-то холст Врубеля меньше, чем за 20 миллионов евро, — следствием его страданий? Не потому ли они так дороги, что так больно было ему всю жизнь? 

Демоны Мунка — самые страшные, те, что живут в человеческой голове. На выставке представлены редкие литографии, которые художник раскрасил акварелью вручную. В такой технике выполнена, в частности, литография «Крик» 1896 года.

В связке с именем Мунка на выставке звучит имя советского сценариста и режиссёра Геннадия Шпаликова. Хромолитография по картине «Мадонна», как будто смятая, принадлежала когда-то Шпаликову. Тоже несчастному — он наложил на себя руки.

Экспозицию завершает «Автопортрет в аду» Мунка с автографом режиссёра Лара фон Триера. Тот не раз признавался, что страдает той же разрушительной тягой, что и его герои-маньяки. Но благодаря психиатрии, его патологические фантазии остались только в кино.

Выставка будет открыта до 4 декабря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.