Впервые театр из Сыктывкара приехал в Архангельск в прошлом году — с операми «Кармен» и «Тоска». А в этом году вернулся с балетной классикой Петра Чайковского.
— Думаю, наша дружба будет продолжатся, — выразил надежду на пресс-конференции директор архангельского драмтеатра Сергей Самодов. — Это партнёрство нам очень интересно. Благодаря ему, сегодня архангельский зритель имеет возможность соприкоснуться с классическим балетом в полноценном виде, с оркестром.
В Архангельск из Сыктывкара приехали 95 человек, из них 42 — в оркестре, а больше 20 человек — работники закулисья. Наш город вписался в гастрольный график театра между Москвой — на днях на IV Всероссийском фестивале «Видеть музыку» он представил оперу «Сказки Гофмана» — и Германией. С 20 ноября, как сообщил замдиректора театра Михаил Попов, труппа отправится в большое турне и покажет там 40 спектаклей.
«Балетные сезоны» в Архангельске сыктывкарская труппа открыла «Лебединым озером». В его основе — хореография как Мариуса Петипа и Льва Иванова, так и Владимира Бурмейстера. В этом-то и изюминка, ведь, как гласит история балета, Петипа и Иванов — создатели классической редакции, а Бурмейстер — одной из наиболее радикальных.
— История создания этого балета очень интересна, — рассказал главный дирижёр театра Роман Денисов. — Это был первый балет Чайковского. В те времена существовала интересная традиция: приглашали заезжую балерину, и она говорила, что сыграет вариацию из другого балета. Тогда это было в порядке вещей, но, конечно, для Чайковского это был удар по самолюбию. Пойдя на компромисс, он сделал несколько вариантов под ногу балерины. И есть несколько кусочков, которые могут вставляться, выниматься. Плохо говорить о «Лебедином озере», как о конструкторе, но есть варианты. В Большом театре идёт печальный финал, у нас же — другой, но его тоже написал Пётр Ильич.
По словам Романа Денисова, традиция в балете передаётся буквально «из ног в ноги».
— Наш балетмейстер Марианна Рыжкина является носителем этой информации, которая к ней пришла, можно сказать, через век: она общалась с балериной Мариной Семёновой, которая внесла большой вклад в то, чтобы при большевиках Большой театр остался балетной столицей, — пояснил Роман Денисов. Она дожила до 103 лет и, конечно, она тот самый проводник, который может перекинуть мостик от нашего времени к времени создания «Лебединого озера», ведь она общалась с теми, кто танцевал его в первый раз. То есть, нас от Петра Ильича Чайковского отделяет всего три рукопожатия.
Кстати, первая редакция «Лебединого озера» идёт в Сыктывкаре с 1968 года. Затем балет возродили в 2008-м. Партию Одетты и Одилли исполнила заслуженная артистка России Наталья Супрун, а партию принца Зигфрида — заслуженный работник Республики Коми Роман Миронов.
«Щелкунчик», который в Архангельске представят 1 ноября, был возобновлён в Сыктывкаре в 2013-м по либретто Мариуса Петипа в редакции петербургского хореографа Марии Большаковой. Этот балет исполнит дирижёр Леонид Привалов.
— В «Щелкунчике» можно увидеть противопоставление сил любви и рока, — отметил дирижёр. — В нём ярко проявляется гофмановская идея оживления предметов, уводящая нас от театра переживания в условный театр. Эта идея затем наиболее ярко выразилась в балетах Игоря Стравинского. То есть, балет «Щелкунчик» — принадлежит не только XIX веку, но и предвосхищает XX. Эстетика музыки находит отражение в трактовке партитуры и хореографии. И исходя из их взаимодействия, дирижёр пытается быть понятным для балерины и оркестра, используя свою эрудицию и мануальную технику.
В этом балете сольные партии Маши и заколдованного принца исполнят супруги Татьяна и Ринат Бикмухаметовы. На сцену выйдут и студенты Архангельского музыкального колледжа — восемь альтов и восемь сопрано.