В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/28
Общество
Расстрел барабанной дробью, Пташка с оркестром и роковая замена: в Архангельск пришли Дни джаза

Расстрел барабанной дробью, Пташка с оркестром и роковая замена: в Архангельск пришли Дни джаза

23.10.2019 12:50Мария АТРОЩЕНКО
В этом году Международные дни джаза посвящены 75-летию своего отца-основателя. Музыку, звучащую со сцены, подпитывает действенная любовь к Владимиру Резицкому.

Первый день фестиваля, который, как обещают его организаторы, станет самым мощным за всю свою почти сороколетнюю историю, стал своеобразной моделью Arkhangelsk Music Weeks в миниатюре. Как грандиозные Недели музыки объединили неоклассику, джаз и рок, так и старт Дней Джаза: первое отделение концерта-открытия было отдано фьюжну и импровизации, второе — новому прочтению современной классики, а третье — «пограничному» прог-джаз-року.

В год, когда создателю фестиваля, легендарному саксофонисту Владимиру Резицкому исполнилось бы 75, Дни джаза начались с уникальных видеоматериалов из архивов отечественных и зарубежных телекомпаний и семьи музыканта. 

На этих редких кадрах он говорит об искусстве и о России. О том, что фестиваль открыт всем видам искусств, о том, что «Россия — это роза на куче навоза, а западная цивиллизация — это роза в целофане». России, душе человечества, надо трудиться, и тогда, пророчил из прошлого Владимир Резицкий, она к 2024 году будет центром духовной жизни планеты.

Ева Резицкая.Ева Резицкая.

Открыли фестиваль саксофонист Виктор Хабаров и внучка Владимира Резицкого Ева. Юная дочка Елены и Спартака Резицких, ученица детской музыкальной школы № 1 Баренцева региона, дебютировала за роялем архангельского театра драмы, исполнив балладу — посвящение своему деду.

Постоянная ведущая Дней джаза Елена Сергиевская в этом году предпочла свой статус бессменного конферансье возможности послушать музыкантов из зала.

Елена Сергиевская.Елена Сергиевская.

И уступила сцену журналисту, главному редактору журнала «Джаз. Ру» и портала jazz.ru Кириллу Мошкову.

Кирилл Мошков.Кирилл Мошков.

В первом отделении концерта музыкальный перформанс представил джазовый дуэт DEECH — барабанщик Саша Машин и танцовщица Алиса Сокульская.

Кирилл Мошков рассказал, что джаз в России с самого начала шёл рука об руку с пластической импровизацией: пионером российского джаза был поэт, любивший свободный танец, Валентин Парнах. 97 лет назад, 1 октября 1922 года, на первом зарегистрированном концерте своего «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра джаз-банда» он танцевал на авансцене.

Саша Машин.Саша Машин.

Перформанс дуэта DEECH, получивший название Outsidethebox, на языке музыки и современного танца рассказал о выходе за рамки и нешаблонном восприятии — этакую джазовую история чеховского Беликова, распрощавшегося со своим футляром. И с той частью своего «я», которая выступает ограничителем.

Вначале Алина Сокульская — в красном рабочем комбинезоне, коротким светлым ёжиком и облаком лиловых теней вокруг глаз — буквально выбирается из коробки. Тело, покинувшее пусть тесную, но привычную раковину, поначалу не слушается, но глотнув воздуха, обретает пластичность. Роль свободы и нового начала в перформансе исполняет Саша Машин — точнее, барабанная установка под его руками. Как и любой человек, героиня танцовщицы и жаждет, и боится изменений: с музыкой перемен Машина Сокульскую связывает некая любовь-ненависть.

Поначалу она противится ей: недаром в хореографии так много от боевых искусств — стоек или ударов ногой из кикбоксинга или карате. Алина Сокульская то вздрагивает, как от пощёчин и хуков, а то и вовсе попадает под огонь: Саша Машин словно расстреливает её барабанной дробью. Борется героиня и с собственной инерцией — хочет снова залезть в сундук, но барабаны её одёргивают. 

Но мало-помалу движение вперёд становится для героини необходимостью, страстью. И теперь, попадая под барабанную дробь, её тело не умирает, а вздрагивает, как от электрического разряда.

Не дожидаясь антракта, Кирилл Мошков пригласил на сцену другую мировую звезду — эстонского пианиста и композитора Тыну Найссоо. 

— В России он впервые побывал в семь лет, в 1958 году, — рассказал Мошков. — С концертами выступал его отец (и одновременно отец всего эстонского джаза) Уно Найссоо. А мальчик приехал вместе с ним. Он рассказывал, что в маленькой комнатке, где они жили в Таллине, было так мало места, что спал он практически всё детство под роялем.

Тыну Найссоо.Тыну Найссоо.

Откровенное, пьянящее, романтическое исполнение виртуоза унесло зрителей подальше от серого осеннего Архангельска, заставив то дрейфовать на волнах музыки, то тонуть в ней. Сначала Тыну Найссоо остался наедине с северной публикой, а потом к нему на сцене присоединился ансамбль Тима Дорофеева и всё тот же Саша Машин.

Тим Дорофеев.Тим Дорофеев.

Коллаборация исполнила балладу композицию «Владимир» Тима Дорофеева, который продолжает дело Резицкого сегодня: весь зал согрела энергия любви и благодарности. В финале отделения к мужчинам на сцене по наитию присоединилась Алина Сокульская: вот это была импровизация!

После антракта на абсолютном контрасте с первым отделением на сцену вышел ещё один знаменитый джазовый пианист — Леонид Пташка. Леопардовую кофту и джинсовую жилетку, в которых он щеголял за сценой, он сменил на алый смокинг, которому бы и Элтон Джон позавидовал — с тремя блестящими крыльями на спине. 

— Я даю по 280 концертов в год, — сказал Леонид Пташка. — Выступаю в Карнеги Холле и на других лучших сценах мира. Но вот я добрался до Архангельска и я счастлив!

Виртуоза поддержал камерный оркестр Поморской филармонии под руководством Владимира Онуфриева, а также басист Георгий Стрелков и барабанщик Алексей Барандов.

Леонид Пташка и Владимир Онуфриев показали пример настоящей сценической синергии и синтеза, делясь друг с другом лучшим от классики и джаза. Своё совместное выступление они открыли джазовой интерпретацией классики — эпизода из Девятой симфонии Бетховена. А затем от академической музыки перешли к классике джаза — Дюку Эллингтону и Джорджу Гершвину.

Украсили программу и авторские композиции пианиста. Первую, Back o The Future («Назад в будущее»), Леонид Пташка специально привёз в Архангельск к 75-летию Владимира Резицкого. 

На концерте пианист-виртуоз пустился во все тяжкие — проверил рояль на прочность: пусть и не разрушил его, но зал — «порвал», — пофлиртовал с архангелогородками и позволил себе несколько невинных шуток — вплёл «Умирающего лебедя» Чайковского в свою авторскую композицию и даже пересел за барабанную установку. Уходить со сцены музыкантам явно не хотелось, но пришлось уступить дорогу следующему хедлайнеру.

Кристоф Годен.Кристоф Годен.

Изначально завершить первый из Дней джаза должно было «супертрио» — гитарист Оз Ной, басист Джимми Хаслип и барабанщик Дэннис Чемберс, — но по увижительным причинам их приезд не состоялся. А организатором Недель музыки пришлось искать равноценную альтернативу. И она нашлась — но в списке участников рок-фестиваля «Беломор-Буги».

Вот так на Дни джаза попало другое супертрио — французская группа MORGLBL во главе с эксцентриком гитары Кристофом Годеном.

— Это не фьюжн, — пояснил Кирилл Мошков. — Но есть в джазе понятие «пограниных» жанров. Джазмены никогда не признают, что это джаз, но музыканты, играющие в этих «пограничных» жанрах, считают, что это джаз. Потому что импровизируют, потому что используют джазовую гармонию. Между джазом и роком есть разные сочетания, например, джаз-метал. И это то, что мы с вами будем извучать.

Первые аккорды пьяной гитары с грязными риффами удивили одних и порадовали других зрителей.

— Не очень джазово для вас? — спросил Кристоф Годен у зала. — Но нормально?

— Давай, жги! — ответили ему.

— Приятно слышать, что люди кричат, как на рок-концерте, в таком красивом театре, — прокомментировал Годен и продолжил жечь.

Второй из Дней джаза впервые за много лет пройдёт в Северодвинске. Жителей города корабелов ждёт встреча с героями первого дня — Леонидом Пташкой и Тыну Найссоо, — а также с американской группой Sweet Megg и спектаклем-перформансом «Живые течения». 24 отктября джаз вернётся в Архангельск — и впереди ещё много интересного. Программа — здесь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.