В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
Общество
В Архангельске началось обсуждение настоящего и будущего проектов в Арктике

В Архангельске началось обсуждение настоящего и будущего проектов в Арктике

17.10.2019 15:09Виталий БАРАШКОВ
Представители промышленности и органов власти по данной теме собрались в столице Поморья уже в седьмой раз.

17 октября в интеллектуальном центре САФУ свою работу начал международный форум «Арктические проекты — сегодня и завтра». Обсудить развитие высоких широт и потенциальную выгоду от реализации различных инициатив на данной территории в Архангельске собрались около 300 гостей — представителей промышленности, региональных и федеральных органов власти.

— Арктика в настоящий момент среди регионов всего земного шара — одна из самых неизученных территорий. Именно здесь кроется тот потенциал, которые даст импульс последующим векам развития. Причём не только нашей страны, а вообще — всего мира. Поэтому именно здесь можно найти и продвигать те проекты, которые станут драйверами развития, — прокомментировал актуальность мероприятия директор по Арктике агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций Дмитрий Фишкин.

Дмитрий Фишкин.Дмитрий Фишкин.

Перечень тем, которые подверглись обсуждению, довольно широк. Среди них и масштабные проекты, над которыми уже или идёт работа, или будет начата в краткосрочной перспективе.

— Мы с компанией «НОВАТЭК», как одна команда, работали в проекте «Ямал-СПГ» — предприятия Архангельской области производили конструкции, транспортировали их на Ямал, вели там строительные работы. Сейчас у нас на повестке второй проект — «Арктик СПГ-2». И даже более того, наши коллеги из Мурманска обращаются к нашим профессионалам, нашим строительным компаниям, чтобы совместно реализовывать проекты. Мы поддерживаем друг друга в регионе, — отметил директор судостроительного кластера региона Сергей Смирнов.

Кроме того, на повестке — разработка месторождения «Каменномысское-море» и Павловского месторождения на Новой Земле. По мнению Сергея Смирнова, последний даст мощнейший стимул для развития промышленности Архангельской области.

Что же касается упомянутого месторождения — шельфового проекта на Ямале, его запасы, по предварительным оценкам, составляют 550 миллиардов кубических метров газа, а годовой объём добычи прогнозируется на уровне 15 миллиардов кубометров. Стоимость реализации «Каменномысское-море» — более 100 миллиардов рублей. Для его реализации планируется построить ледостойкую платформу и другую морскую технику. Предприятия Северодвинска — «Севмаш» и «Звёздочка» — очень заинтересованы в возможном участии в данной инициативе. Эта позиция находит полную поддержку у региональной власти.

— Идёт острое обсуждение, выработка решений и я абсолютно согласен с «Газпромом», что здесь не надо торопиться, а надо сделать те шаги, что приведут к максимальному эффекту. В моём представлении — максимальный эффект находится в Северодвинске. И какие другие варианты? Только подумаешь, откуда ещё туда всё надо будет тащить. Это будет очень непросто, — поделился своим мнением губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Игорь Орлов.Игорь Орлов.

Помощь в столь масштабных, трудоёмких и наукоёмких работах промышленности готов оказать Северный (Арктический) федеральный университет. Созданная на его базе структура — научно-образовательный центр «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» — уже вышла за пределы области и подписала множество соглашений о сотрудничестве как с другими регионами, так и ведущими научными организациями России.

— НОЦ немыслим без связи с производством. Именно наука, кадры, образование и производство должны дать синергетический эффект. Мы думаем над тем, чтобы наш университет, вместе со своими партнёрами, очень авторитетными, использовал весь потенциал предприятий Объединённой судостроительной корпорации, добывающих предприятий, предприятий ЛПК, — рассказал проректор САФУ Марат Ессев.

На пленарном заседании форума зашла речь и про развитие инфраструктуры, главным образом — о Северном морском пути. Грузопоток на этом маршруте планируется увеличить до 80 миллионов тонн, сейчас же в рамках одноимённого федерального проекта идёт строительство ледокольного флота. Предусмотрено и строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов.

Юрий Костин.Юрий Костин.

— На сегодняшний день в АЗРФ расположены 18 морских портов, из них шесть — в акватории СМП. Они показывают достаточно хорошую динамику своей работы. За шесть месяцев 2019 года их грузооборот составил более 51 миллиона тонн — это плюс 25 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Грузооборот арктических портов уже сейчас — это 12 процентов от общего грузооборота морских портов РФ, — привёл обнадёживающую статистику директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта РФ Юрий Костин.

Помимо пленарного заседания, в рамках двухдневного форума пройдёт ряд сессий. Их тематика коснётся транспортно-логистических потоков в Арктике, ключевых проектов добывающей промышленности, инвестиций, развития портовой и железнодорожной инфраструктуры. Полную программу форума можно посмотреть по ссылке.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.