На сцену Кирхи сегодня выходят Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко — органный дуэт ARTBENE, — а также участник шоу «Голос» в четырёх странах Пьер Эдель, барабанщик группы «Мельница» Дмитрий Фролов и детский хор «Страна чудес». Вместе они открывают первый из тройки фестивалей — неоклассик-проект Поморской филармонии «Эволюция».
Но это большое событие не только для директора филармонии Василия Ларионова, но и для его партнёров — отца-основателя фестиваля «Беломор Буги» Александра Мезенцева и организатора международных Дней джаза Тима Дорофеева, ведь «Эволюция» открывает уникальный марафон Arkhangelsk Music Weeks. С 12 по 27 октября Архангельск посетят 150 артистов. И среди них есть настоящие «звёзды».
— Дни джаза откроют басист Джимми Хаслип и барабанщик Деннис Чемберс — это всё равно, как если бы на кинофестиваль приехали Роберт Де Ниро и Джек Николсон, — прокомментировал Тим Дорофеев. — Но для меня все музыканты — звёзды.
По словам Василия Ларионова, так специально задумано, что «Эволюцию» и Недели музыки открывает «Классика рока на органе».
— Мы же говорим о транзите — транзите музыки от классики к современным жанрам, — пояснил он. — И сегодня на сцене будет та самая синергия классики с современными жанрами, которые появились позже и в чём-то, возможно, её затмили. Этот концерт призван показать музыку с разных сторон.
До этого ARTBENE играли эту программу только в соборе на Малой Грузинской, и впервые вывезли её за пределы Москвы.
— Посетить такой концерт за тысячу рублей в Москве было бы невозможно, — добавил Ларионов. — Но мы сознательно старались сделать цены на все события фестиваля очень доступными, потому что Music Weeks — это в первую очередь про зрителей.
«Снимать» мелодии рок-шлягеров на слух и перекладывать гитарные слова на клавиши органа — задача не из лёгких. Но Анне Ветлугиной было, на кого равняться.
— Так когда-то делал Бах: он тоже перекладывал скрипичные концерты Вивальди, — рассказала Анна Ветлугина. — Я когда-то играла в рок-группах, и у меня была мечта — сыграть любимые хиты на органе. Мы стараемся популяризировать органную музыку в России за счёт необычных программ — каверов или музыки, которая редко исполняется.
Дуэт ARTBENE уже знаком Архангельску по программе «Вселенная Pink Floyd», но на этот раз музыканты выступают расширенным составом — к ним присоединились Пьер Эдель и Дмитрий Фролов.
Пьера Эделя организаторы Недель музыки всего на сутки перенесли из Парижа в Архангельск. Певцу, как он сам рассказал журналистам, наш город после похода по караоке-барам показался очень музыкальным. Спев на концерте House Of The Rising Sun и хиты Led Zeppelin и Guns and Roses, артист сегодня же вылетит обратно в Париж.
Барабанщик Дмитрий Фролов — поклонники «Мельницы» зовут его «Фролом» и обожают его ураганные соло на ударных — присоединился к программе из любви к классике рока. Она побеждает и небольшой дискомфорт от непривычного соседства с органом.
— Я обожаю Led Zeppelin, Deep Purple и Pink Floyd, — признался Дмитрий Фролов. — Когда меня просят назвать один самый любимый коллектив, для меня это Led Zeppelin. Их барабанщик Джон Бонэм — мой кумир.
А вот играть в Кирхе после клубов и стадионов — в этом для него ничего непривычного нет.
— С Инной Желанной [российской фолк-рок певицей] мы гастролировали по Европе и в основном в церквях и играли, — пояснил музыкант.
Добавим, что у международных недель музыки помимо всего прочего — большая немузыкальная программа. 15 октября в Северном морском музее пройдёт русско-английский чемпионат по чтению вслух Loud Allowed Contest. 19-го в архангельском музее художественного освоения Арктики откроется выставка художника Александра Кабина. 23-го в Молодёжном театре состоится музыкально-драматический перформанс «Комната». А 2 ноября в фойе Кирхи откроется выставка фотографа National Geographic Виктора Лягушкина, посвящённая подводному миру Белого моря.
И уже 18 октября в том же Камерном зале Поморской филармонии в рамках проекта «Открытая библиотека» журналист Михаил Козырев прочитает лекцию о музыке протеста. Тема разговора удивительным образом перекликается с концертом «Мир останется вечным…» солиста Поморской филармонии Армена Вартаняна и пианиста Артура Никулина.
— Закрывать глаза на какие-то явления мы считаем неправильным, — отметил Василий Ларионов. — Поэтому когда Михаил Козырев говорит: «Я хочу рассказать о том, как рок-музыка меняет мир», — мы говорим: «Замечательно, делайте именно это!». Нам не нужна какая-то выхолощенная сервильная лекция, которая не затронет важных явлениях современной общественной жизни. То же самое — с программой Армена Вартаняна и Артура Никулина. Они сами захотели осветить творчество композиторов, запрещённых в Советском Союзе. Непринятие идеологии — даже в классике это было. И мы говорим: «Конечно», — потому что это совпадает и с логикой фестиваля, и с миссией музыки — как классики, так и рока.
Ознакомиться с программами всех трёх фестивалей можно здесь.