Экономика
«Задавайте себе самые тупые вопросы»: участникам Маргаритинской ярмарки дали советы по выводу бренда на экспорт

«Задавайте себе самые тупые вопросы»: участникам Маргаритинской ярмарки дали советы по выводу бренда на экспорт

20.09.2019 17:51
Организаторами тренинга выступило Агентство регионального развития Архангельской области.

20 сентября перед гостями деловой программы Маргаритинской ярмарки выступил брендолог и креативный директор Анатолий Татауров. На своём тренинге «Пошаговое руководство. Как сделать бренд на экспорт?» он рассказал местной аудитории о том, на что стоит обратить внимание при желании выйти на зарубежные рынки.

— На самом деле, прямо пошаговой стратегии не будет. Потому что её нет. То, что я вам расскажу — это руководство к действию, но ничего конкретного, вроде «иди туда, там сидит мужик, дашь ему бумажку на подпись», я вам не расскажу. Я дам вам некие шаги, которые условно позволят вам хотя бы понять, каким образом в нашей стране можно выводить свою торговую марку на экспорт, — анонсировал свой тренинг Анатолий Татауров.

По словам спикера, темой № 1 в брендинге являются стереотипы. Свои слова он подкрепил изображением медведя в ушанке и с балалайкой — тем образом, что по его мнению, тесно связан с Россией за рубежом. Но стереотипы могут не только забавлять, но и серьёзно влиять на восприятие. Анатолий Татауров отметил, что у нашей страны на Западе нет образа ремесленника — «мы поставщики сырья». Благодаря такому имиджу, производителей из России просто не воспринимают всерьёз.

Анатолий Татауров.Анатолий Татауров.

С другой стороны, успешные примеры тоже есть. Причём из абсолютно разных отраслей — IT, индустрия развлечений, косметика и даже сладости. Так что при желании пробиться на Запад или Восток вполне возможно.

Но конкуренты не дремлют. Самый мощный из них — это Китай. Компанию ему составляют Япония, ЕС и США. Возникает вопрос: зачем же тогда пробиваться на такие сложные рынки? Ответ на этот вопрос у спикера тоже нашёлся.

Первый пункт — это цена. В отличие от продаж внутри страны, предприниматель будет получать не рубли, а валюту. Кроме того, с выходом на экспорт появляются новые возможности для сбыта — иностранные рынки помогут, когда себя исчерпает внутренний. Третья причина — имидж и пиар. «Международная компания» или «Транснациональная корпорация» — это звучит. Ещё один привлекательный момент — снижение налоговой нагрузки на бизнес.

На что же в первую очередь необходимо обратить внимание при выходе на экспорт? Ответ — на качество своей продукции. По словам спикера, на этом моменте отсеивается подавляющее большинство потенциальных экспортёров.

— Предприниматель тратит на свои продукты множество ресурсов и времени. Естественно, он уверен, что его продукт — самый лучший в мире. А с таким настроем — можно и за границу. Но на зарубежном рынке он никому не нужен, — рассказал брендолог.

Для избежания провала первым делом необходимо сравнить свою продукцию с лучшими забугорными образцами. В идеале — зазвать к себе человека из-за рубежа «в теме», дать ему пощупать товар и добиться от него честного ответа по поводу качества продукции.

Ещё один момент — всегда стоит сперва изучить внутренний менталитет рынка той страны, куда хочется отправить свой продукт. Так Запад и Восток — это две большие разницы. Если в Европе первым делом обращают внимание на бренд, то, например, в Китае для успеха куда важнее хорошие отношения с местным партнёром. В Поднебесной даже качество товара не играет такой большой роли.

Хорошим вариантом для начала своей экспортной истории может стать выход на рынки СНГ. Благодаря близкому менталитету местных жителей и предпринимателей, можно будет проще решить проблемы, с которыми в дальнейшем неизбежно столкнёшься в дальнем зарубежье. Перефразируя спикера, можно сказать, что продажи в условном Казахстане — это такой лёгкий уровень сложности, который в дальнейшем поможет подготовиться к деятельности в условном Китае.

Сэкономить можно и учась на ошибках конкурентов — зачем разгребать свои, если «учебные пособия» уже есть. Но даже изучив опыт всех возможных конкурентов, никогда не стоит забывать о стратегии и самых элементарных вещах.

— Вы должны задавать себе самые тупые вопросы. И у вас должны быть ответы даже на самые банальные. Например, что делать, если мой грузовик с яблоками сломается на пути в Лион и так далее, — подчеркнул Анатолий Татауров.

Ещё один совет, который дал спикер —  не бояться обращаться за помощью к государству. С 2015 года в РФ работает Российский экспортный центр — институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским предпринимателям широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Намерения у этой структуры серьёзные. По информации Анатолия Татаурова, в 2018 году в поддержку российского экспорта РЭЦ вложил больше 18 миллиардов рублей.

В Поморье, в свою очередь, вот уже второй год работает местный центр поддержки экспорта. В 2019 году он вошёл в состав Агентства регионального развития Архангельской области. Впереди — получение статуса официального представителя РЭЦ. Таким образом, и предприниматели региона могут рассчитывать на бесплатную и многогранную поддержку со стороны государства.

Отметим, что тренинг организовало Агентство регионального развития Архангельской области. Обучающее мероприятие стало частью деловой программы Маргаритинской ярмарки-2019, проходящей в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.