Разгружаться транспортный рефрижератор «Симфония» начал утром в понедельник, 19 августа. Краны в Маймаксанском грузовом участке порта Архангельск работают под взором двух жёлтых тигриных глаз — звериная морда, нарисованная на надстройке судна, не моргая, следит, как из трюмов поднимаются брикеты с мороженой дальневосточной горбушей. В столицу Поморья судно пришло по Северному морскому пути.
Необычная раскраска судна — совместный проект компании «Доброфлот» — хозяина судна — и центра «Амурский тигр». Цель инициативы — привлечение широкого внимания к природе Дальнего Востока и к амурскому тигру. Помимо морды хищника, на борту судна, чей корпус выкрашен в оранжевый, есть и полоски, и тигриный хвост на корме. Это единственное судно в мире с подобной ливреей — до ремонта оно было скучно-серым. Небольшой стикер с тигром можно найти даже на касках моряков, работающих на разгрузке.
Капитан «Симфонии» Юрий Селюк, смеясь, рассказывает, что увидев в первый раз такой окрас судна, «все удивляются и вспоминают фильм «Полосатый рейс». В Архангельске он первый раз, хотя капитанского стажа — 15 лет. Признаётся, что вход в порт ему показался очень узким, но лоцман был хороший.
— Сложности были на первом участке пути — ледокол «Вайгач» нас проводил, за ним в кильватере прошли. Дальше лёд был слабенький, шли спокойно, никаких проблем не было. И контора, и администрация СМП постоянно снабжали информацией. Из порта Оссора на Дальнем Востоке в Архангельск мы шли где-то 13 дней, — рассказывает Юрий Селюк.
В пункт назначения судно привезло 2600 тонн рыбы — в основном, это горбуша, выловленная в Карагинском заливе (северо-восточное побережье Камчатки), но есть кета, голец и нерка. Часть рыбы останется на прилавках Архангельска, часть — отправится в европейские регионы России. Логистику, перевалку и хранение рыбы обеспечивает Архангельский тралфлот.
— Мы стараемся оказать весь спектр услуг. Начиная от агентирования и заканчивая ремонтом. В прошлом году так и было — мы осуществляли мелкий ремонт судна, в этом году заявка тоже есть. Насколько я знаю, «Доброфлот» очень доволен нашим обслуживанием, а мы довольны, что они сюда приходят, — отмечает генеральный директор АТФ Алексей Заплатин.
Довольны сотрудничеством с компанией «Доброфлот» и в правительстве Архангельской области. По мнению местных властей, приход судов с Дальнего Востока с рыбной продукцией свидетельствует о том, что Архангельск остаётся важным транспортным узлом Северного морского пути. Кроме того, этот факт подтверждает и то, что Архангельск обладает компетенциями по максимально быстрой разгрузке и обслуживанию судов.
— Доставка дальневосточной рыбы по СМП выгодна прежде всего как жителям Архангельской области, так и жителям центральных районов РФ. Во-первых, сокращается срок доставки — с 40 дней железнодорожным транспортом до двух недель морским. Во-вторых, эта доставка проходит без потери качества продукции, поскольку переживает гораздо меньше перегрузок. Корабль забирает рыбную продукцию прямо с места промысла, не заходя в морские порты. И в-третьих, сокращение логистики снижает цену рыбы, — приводит ещё один положительный момент сотрудничества заместитель председателя правительства Архангельской области Евгений Фоменко.
Разгрузка первого в этом году рефрижератора с дальневосточной рыбой, пришедшего в Архангельск, продлится три-четыре дня. 21 августа в Архангельск должно прийти ещё одно судно «Доброфлота» — «Гармония». Ожидается, что на его борту будет около трёх тысяч тонн рыбы.
Вполне возможно, что в 2019 году «Симфония» вместе со своим мороженым и хвостатым грузом ещё вернётся в Архангельск — всё будет зависеть от загрузки и сроков навигации. В таком случае, это будет уже третий сухогруз с дальневосточной рыбой в Поморье за один год. В 2017 и 2018 годах было только лишь по одному подобному рейсу.