В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
ТВ
Иван Жернаков и Марк Неумоин — о летней школе Соловецких юнг

Иван Жернаков и Марк Неумоин — о летней школе Соловецких юнг

05.08.2019 13:30
Много лет подряд в конце июля на Большой Соловецкий остров приезжают десятки мальчишек и девчонок.

С 2007 года на Соловках проходит летняя школа юнг. Безусловно, спать ребятам приходится не в землянках, на обед у них не скромная пустая похлебка, но, тем не менее, дети утверждают, что почувствовать, как жили юнги военных лет вполне получается. В этом году у летней Соловецкой школы юнг программа особая. Об этом расскажет Иван Жернаков — начальник отдела по патриотическому воспитанию областного управления по делам молодежи, и Марк Неумоин — неизменный участник школы юнг. 

— Иван, первый вопрос к Вам: давайте немножко расскажем зрителям, что такое летняя школа юнг, кого туда приглашают?

— Летняя соловецкая школа юнг — это давний проект, с 2007 года проходит, и неизменно пользуется поддержкой правительства Архангельской области. Организаторами выступают сюда у нас Детский морской центр «Североморец» города Северодвинска и Архангельская школа соловецких юнг. Практически с самого начала присоединился еще морской центр города Костромы, там тоже девчонки и мальчишки любят морскую тему. Проект завоевал свою популярность, воспитанники этих учреждений и этих клубов с удовольствием выезжают, это такая мера поощрения для тех, кто успешно занимался в течение года, кто в эту тему полностью погружен.

— Я бы хотела знать, чем занимаются дети, чему их там учат.

— Летняя соловецкая школа юнг — это прообраз той самой соловецкой школы юнг, которая была на Соловках в годы Великой Отечественной войны. Была изначально мысль о том, чтобы учебную программу подтянуть к соловецкой школе юнг времен ВОВ. Естественно, ребята занимаются морским делом: это флажный семафор, вязание узлов и спасательное дело, ходят на ялах, обязательный поход по большому кругу Соловецких озер. Ребята становятся настоящими морскими волками.

— Марк, ты уже не первый год участвуешь в летней школе. Сколько раз подряд уже ездил?

— В этом году пойдут в третий раз.

— Я правильно поняла — попадают лучшие? Как проходит отбор?

— Главное — желание, а потом уже выбирают тех, кто поедет туда.

— Ты свои первые минуты помнишь, не хотелось тебе все бросить и уехать домой?

— Я уже до этого был немного знаком с Соловками, но эти ощущения, когда ты снова приходишь на Соловки на теплоходе очень приятны, душу согревают эти виды монастыря, и потом уже на занятиях и на протяжении смены курса появляются очень хорошие приятные эмоции.

— В годы Второй мировой соловецкие юнги рассказывали, что было очень тяжело: они жили в землянках, с питанием были проблемы, их быт был очень суровый. Ваш будет похож хоть немножко на быт тех времен?

— Это все-таки остров, это не большая земля, тоже есть какие-то свои нюансы. Мы привыкли к другому способу жизни. И именно там, на Соловках, у нас появляется возможность заняться делом. Нам педагоги рассказывают много исторических фактов, мы можем себя поставить на место юнги и мы можем понять, насколько им тяжело было. Мы были на экскурсии по системе озер Соловецкого архипелага, нам показывали остатки от землянок.

— Чему вас там обучают?

— Мы занимаемся морским делом, в него входит флажный семафор — это передача символов при помощи флажков. Также мы изучаем автомат Калашникова, мы изучаем его детали, способ его работы. Также мы мечем конец Александрова, занимаемся такелажем. Есть очень интересная возможность сдать зачет на юнгу и на инструктора. И при обучении этих молодых ребят, которые помладше нас, а некоторые наши ровесники, мы помогаем им освоить этот материал.

— Вас приезжает несколько десятков, но ведь, наверно, в Архангельске и там немало интересных дел, можно хорошо провести время. Зачем вы едете туда?

— Для самих нас это тоже очень интересно, и вот эта возможность почувствовать себя настоящим патриотом, пытаться сделать так, как делали они.

— Вот сегодня ты проходишь эту школу юнг, ты учишься в кадетском морском центре, а что дальше?

— Дальше я еще не определился, но это морское дело, морская романтика мне очень нравится.

— Как девчонки справляются?

— У нас нет непосильных каких-то задач, они справляются. Там очень большая интеллектуальная деятельность, и они наравне с нами успевают.

— Спасибо большое, Марк. Иван, в этом году сбор особый. А в чем его особенности?

— Мы в этом году отмечаем достаточно много юбилейных событий, они все завязаны практически на Соловецкий архипелаг: и 80 лет Соловецкого учебного отряда, чему, собственно, посвящен у нас летний сбор, и торжественные события на нем. В этом году 115 лет Николаю Герасимовичу Кузнецову, по приказу которого Соловецкий учебный отряд был образован в 1942 году, и 75 лет освобождению Заполярья. Воспитанники Соловецкой школы юнг непосредственное участие приняли в этой операции. Мы рассматривали этот вопрос неоднократно на различных совещаниях, на организационном совете было принято решение сделать в этом году сбор межрегиональным. И в этом году у нас действительно очень интересные гости, и приезжают делегации из Мурманска, и и Североморска, и из Вологодской области, и из республики Карелия, и, что особенно отрадно, у нас в этом году приезжает делегация Нахимовского училища, причем это не только санкт-петербург, но и филиал во Владивостоке. То есть ребята из Владивостока увидят наши Соловецкие острова, потом у них экскурсионная программа в Северодвинске и Архангельске, и даже в Новодвинске. И в этом году у нас приезжает  делегация достаточно большая нашего Архангельского морского кадетского корпуса. Я очень надеюсь, что эта практика станет у нас ежегодной, когда у нас такое большое количество молодых людей, ориентированных на морские профессии, на морскую историю России, будет собираться именно на Соловках.

— К каждым годом эта летняя соловецкая школа юнг становится все более востребованной среди детей?

— Я думаю, да. На самом деле, все активности становятся все более востребованными среди детей и, что меня особенно радует, среди родителей. Мы все время говорим о том, что наших детей надо чем-то занять, но когда мы занимаемся полезной деятельностью, которая позволяет развиваться в образовательном плане, это хорошо, и наша задача — создать все эти возможности.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.