В соответствии с ним в среднем участники ТОП-20 тратят на охрану окружающей среды около 1,9 процента от своей ежегодной выручки. При этом лидирующая тройка рейтинга «Норникель», «Илим» и «Архангельский ЦБК» израсходовала в 2017 году на природоохранные мероприятия почти 32 миллиардов рублей.
Тройка лидеров — «Норникель», «Илим» и «Архангельский ЦБК» — в 2017 году направляли в среднем 3,8 процента своей выручки на охрану окружающей среды. Это вдвое больше, чем в среднем по рейтингу (1,9 процента) и почти втрое — чем по Евросоюзу, где компании отдают на экологию около 1,5 процента.
Как следует из рейтинга, больше всех на сохранение и восстановление природы тратятся нефтяные, металлургические компании и представители целлюлозно-бумажной промышленности. В целом по стране показатели гораздо ниже. Ежегодная доля экологических трат в России составляет около 0,8 процента от ВВП. Впрочем, затраты бюджетов всех уровней у нас в стране в ближайшие годы увеличатся как минимум вдвое и станут сопоставимы с расходами лидеров рейтинга. Увеличение бюджетных трат предусмотрено нацпроектом «Экология» стоимостью 1, 55 триллионов рублей, который принят в рамках президентского указа в мае 2018 года.
Из бюджета самая дорогостоящая экологическая программа, принятая в рамках программного президентского указа от мая 2018 года, — «Чистый воздух», на которую в ближайшие шесть лет будет потрачено 499,83 миллиардов рублей. На втором месте — формирование комплексной системы обращения с отходами стоимостью 404 миллиардов рублей, на третьем — «Оздоровление Волги» за 220 миллиардов рублей.
ТОП-10 лидеров российского бизнеса по расходам на экологию:
- «Норильский никель» — затраты на охрану окружающей среды в 2017 году — 4,99 процента от выручки,
- «Илим» — 3,53 процента от выручки,
- «Архангельский ЦБК» — 2,95 процента от выручки,
- «УРАЛКАЛИЙ» — 2,5 процента от выручки,
- «Росатом» — 2,33 процента от выручки,
- «ФосАгро» — 2,31 процента от выручки,
- «Сургутнефтегаз» — 2,03 процента от выручки,
- «Роснефть» — 1,98 процента от выручки,
- «Металлоинвест» — 1,81 процента от выручки,
- «Энел Россия» — 1,73 процента от выручки.