В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
Общество
Стадионный рок-апокалипсис: Muse вновь выступили в России

Стадионный рок-апокалипсис: Muse вновь выступили в России

18.06.2019 15:34Вадим РЫКУСОВ
«Регион 29» побывал на концерте британских монстров рока.

Журналист и музыкальный продюсер Михаил Козырев вспоминает, как где-то в самом начале 2000-х в первый приезд Muse в Россию, они выступили на фестивале каскадёров в Крылатском, и тогда на сете британцев перед сценой «толкалось человек сто от силы». Но уже в те дни у Козырева сложилось впечатление, что эти ребята покорят мир. 15 июня 2019-го Muse собрали на стадионе «Лужники» по предварительным оценкам около 50 тысяч человек.

Уже не первое десятилетие группа из провинциального английского городка Тинмута ведёт счёт аудитории стадионами, делая шоу к новому турне всё круче и масштабнее. Рассуждая о причинах развития трио, всё тот же Михаил Козырев говорит об уверенности его участников в своих силах, желании покорить мир, вере в товарищей и умении выдавать мощные песни. Наверное, всё так, но есть и другие существенные «кое что». 

Если первые песни Muse многие сравнивали с Radiohead и Nirvana, то в дальнейшем с каждым альбомом звучание их музыки трансформировались во что-то новое: от прогрессив-рока до едва ли не R`n`B — никаких стилистических комплексов. Другие обстоятельства. Группа в немалом количестве треков следовала мрачному трагедийному, если не сказать эсхатологическому и апокалиптическому звучанию. Примечательный факт: Ватикан отнёс песню Uprising к числу тех, что могут «достучаться до сердец благожелательных людей». 

Лидер и автор песен Мэттью Беллами владеет искусством фортепианной игры столь же блестяще, как и гитарной. В числе его любимых композиторов — Рахманинов и Шопен. А в топе книжных авторов фронтмена такие нетривиальные личности как Стивен Хокинг, Нассим Талеб, Збигнев Бжезинский и прочие учёные, политологи и конспирологи. Когда мрачноватая интеллектуальная сущность эклектически примешивается к рок-н-роллу с его романтическими настроениями, плюс маниакальный фальцет —  получается Muse. И двигающиеся под танцевальный бит песни «Супермассивная черная дыра» девушки — это весьма органичная часть концерта. Правда, лужниковские стюарты отгоняли танцующих, чтобы не загораживали виды сидящим.

Шоу началось не с Muse, а с российской группы с нероссийским названием Tiger Cave, играющей довольно приятную танцевальную музыку и славящуюся тем, что создает «звуковые петли» прямо во время выступления. Затем на сцену со своей группой вышел Кифер Сазерленд. Актёр и сын известного кинозлодея (Дональда Сазерленда), оказался неплохим певцом. Американцы, как и положено, играли по-американски: добротный стадионный рок с сильным влиянием кантри.

Почему менеджмент Muse выбрал такой разогрев для подопечных, которые акцентируют в свежем альбоме Simulation Theory на синтипоп-звучании, осталось загадкой. Главные виновники торжества выстрелили новыми треками Algorithm и Pressure и подвижной балетной группой. Публика завелась мгновенно, но до разумных пределов — с 15:00 в районе Лужников перестали продавать алкоголь. Затем к свежим вещам стали подмешиваться проверенные временем хиты (Uprising, Plug In Baby).

Фанатское море, принёсшее с собой на стадион немало футболок, продаваемых на входе, особенно сильно волновалось на песнях с классических альбомов. Кто-то красовался в светящихся очках «как у Мэтта», купленных, как оказалось, не в палатках с мерчем, а через известный китайский сайт. Сам же Бэллами к наступлению темноты уже светился не только неоновыми очками, но и курткой.

Шоу — важнейшая часть концертов Muse: огромный монитор с проецированием происходящего на сцене и всевозможных образов; световое шоу, управляемые экзоскелеты; огромный монструозный робот. В центр стадиона ведёт длинная дорожка, заканчивающаяся мини-сценой, где порой собиралось всё трио. С некоторых пор Бэллами оставляет гитару и прохаживается по сцене, вооруженный только микрофоном. В этот момент его подменяет сессионный мультиинструменталист, который, надо отдать ему должное, горазд и на клавишах, и на перкуссии, и на гитаре.

Но хождениями по сцене и к публике (когда камера цепляет напряжённые лица секьюрити при пиджаках и галстуках) а-ля Боно дело не ограничилось. Take A Bow Мэтт исполнял, по-гамлетовски держа в руке череп. На песне Mercy случился мощнейший серпантиновый залп. Освещённый прожекторами красный дождь, вероятно, привёл в восторг даже скептиков, ежели таковые вообще были на стадионе, а фанатки просто закутывались в серпантиновые ленты. После отдельных мажорных островков надежды шоу и музыка вновь уходили в сторону мрачной антиутопии.

Помимо убойного попурри из гитарных риффов, которые переодически входят во всевозможные музыкальные топы, отдали должное на концерте и кинематографу. Прозвучала свежая песня Pray, написанная Беллами по мотивам сериала «Игра престолов». Басист Крис Уолстенхолм мастерски исполнил тему «Человека с губной гармошкой». И это было предвестием замыкающей песни. За темой великого Эннио Морриконе последовала финальная и героическая Knights of Cydonia. К сожалению, для 50-тысячной российской аудитории, большая часть которой явно не хотела бы расходиться.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.