В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/5
ЖКХ
В Архангельске журналист рассказал, как шведский мусор оказался в Западной Африке

В Архангельске журналист рассказал, как шведский мусор оказался в Западной Африке

07.06.2019 09:20
Журналист Маттиас Хадберг провёл мастер-класс для поморских СМИ.

Маттиас Хадберг активно интересуется проблемами системы переработки отходов. Он, например, известен книгой «Мусор», которую называют «тревожным репортажем о покупках, обществе потребления и последствиях, которые рано или поздно коснутся всех». Собственно, философии общества потребления в немалой степени и был посвящён мастер-класс. Шведский журналист верно заметил, что в современном обществе считается вполне нормальным, когда выбрасываются не старые, далеко не изношенные, не утратившие своих полезных свойств вещи или продукты. Более того, потребление стимулируется. 

Результаты роста потребления мы видим ежедневно в Архангельске. Мусорные контейнеры переполнены гигантскими объёмами упаковки, в «карманах» для крупногабаритного мусора — штабеля из диванов и оконных рам. Если мебель и бытовая электроника утратили функциональность — это одно дело. Совсем другое, если покупателя на удочку поймали маркетологи и рекламисты, внушившие, что прежний дизайн его шкафа безнадёжно устарел. И так со всеми вещами — от одежды до автомобиля.

В благополучной Швеции уровень потребления не мог не прогрессировать. В своей статье «Изнанка праздника шоппинга» Маттиас Хадберг приводит такие факты:

«В среднем мы выбрасываем 457 кг мусора в год на человека. Швеция стала пятым по величине производителем мусора в Европе. Потребление одежды и текстиля выросло в Швеции на 40 процентов за 9 лет. В Дании — на 62 процента с 2003 по 2008 годы. Каждый год в Швеции, Дании и Финляндии выбрасывают 145 000 тонн текстиля, что составляет половину выпускаемого на рынок объёма, согласно Совету министров Северных стран».

Маттиас Хадберг.Маттиас Хадберг.

Шведский автор «покушается» на чуть ли не главную бизнес-икону современности — Стива Джобса, объясняя маркетинговые стратегии его компании:

«Он рано понял, что тот, кто хочет успешно вести бизнес в условиях современной экономики, должен ориентироваться на на желания людей, а не на их потребности. Потому, что, как сказал французский психоаналитик Жак Лакан, потребности людей конечны, желания их — бесконечны».

Интересно, статистика показала, что мужчины в Швеции потребляют больше женщин. Но при росте потребления в этой скандинавской стране всё прекрасно обстоит и с переработкой. Как отметил гость Архангельска, индустрия обращения с ТКО — гордость шведов. Он считает мусор интереснейшей темой для журналистов. В Швеции компании, занятые переработкой отходов, максимально открыты для СМИ. Но, как оказалось, и там встречаются утилизаторы-грешники.

Однажды Маттиас решил отследить судьбу отходов, производимых рядовой семьёй из Гётеборга. Расследование привело его в Западную Африку. Журналист проверял слухи о том, что скандинавский мусор доставляется на другой континент, связался с коллегой из Ганы, — факт подтвердился, было выявлено захоронение шведских отходов. На свалках африканской страны, например, обнаружились компьютеры с маркировкой шведских школ. Компании, которые контракту должны были заняться утилизацией техники, вероятно, таким нехитрым образом решили снизить издержки. В российской терминологии такие компании называют недобросовестными. 

Сам же Маттиас Хадберг и на бытовом уровне вносит лепту в борьбу с потреблением и ростом объёмов мусора — не пользуется автомобилем, покупает только необходимую одежду и другие вещи и даже берёт их взаймы. Вместе с тем он прекрасно понимает, что современная экономика зиждется на потреблении. И пока не всегда экономика и экология идут рука об руку. 

На вопрос обозревателя ИА «Регион 29» не опасается ли Маттиас, что, если все последуют его примеру, мировая экономика рухнет, он заметил, что у него нет однозначного ответа, как быть с этой коллизией.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.