В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/11
Общество
В Архангельске открылась выставка фотографий-первоцветов

В Архангельске открылась выставка фотографий-первоцветов

20.05.2019 11:26Мария АТРОЩЕНКО
Экспозиция «Первоцвет», посвящённая появлению и развитию цвета в русской фотографии, открылась в Выставочном зале Союза художников 18 мая.

Её Архангельску предоставил московский Мультимедиа Арт музей. Выставка экспонировалась в Амстердаме, Лондоне, Самаре, Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Сотрудники архангельского Выставочного зала остроумно украсили пространство экспозиции цветами в банках с окрашенной водой.

Экспозиция с метафорическим названием «Первоцвет» (а по-английски — Primrose) наглядно демонстрирует, как желанно бывает недостижимое, и как быстро становится обыденностью доступное. Сегодня фотографы, чтобы добавить законченности, выразительности и лаконизма своим снимкам, снимают в «ч-б». А полтора века назад, в конце XIX — начале XX века фотографы были готовы пойти на любые трюки и ухищрения, чтобы расцветить свои оттиски. Этот путь длиною более чем в сто лет — от раскрашивания отпечатков акварелью до полноценной цветной фотографии — прошли и гости Выставочного зала.

С 1860-х оттиски раскрашивали акварелью, маслом или гуашью либо сами фотографы, либо приглашённые художники. Есть в этих «крашенках» определённая наивность, подобная невинности детей, изображённых на них. Например, девочки в малороссийском костюме, снятой Еленой Мрозовской в Санкт-Петербурге в 1900 году. 

Вместо того, чтобы искать новые технологии, фотографы бесхитростно раскрашивали серебряножелатиновые отпечатки или снимки на альбуминовой бумаге. Раскраска позволяла не только добавить цвета и живописности, но скрыть несовершенства: например, пожелтение альбуминовой бумаги. Так раскраска становилась, по сути, первым фоторедактором: иногда на заднем фоне дорисовывали орнамент или интерьер.

Развитию фотографии в российском империи способствовало и то, что страстным фотолюбителем был Николай II. Аудиенции у государя добился Сергей Прокудин-Горский, который изобрёл новый способ — изохроматическое фотографирование ручным фотоаппаратом, сконструированным им самим. Через фильтры синего, зелёного и красного цветов он делал три быстрых снимка, а потом из тройного негатива изготавливал тройной позитив. Для просмотра использовался проектор с тремя цветными объективами, при сложении получался полноцвет.

Восхищённый Николай поручил мастеру объехать всю империю и заснять её во всех подробностях и цветах. А в помощь подарил специально оборудованный вагон поезда, небольшой пароход, моторную лодку и автомобиль марки Ford. В своих путешествиях по России Прокудин-Горский где только ни побывал: и на Кавказе, и в Ясной поляне. Там, в мае 1908 он сфотографировал Льва Толстого. Цветная фотография Толстого! Можете в это поверить?

Немногим после Октябрьской революции распространение получил фотомонтаж. Это отвечало партийной задаче — соблюдать документальную достоверность, но формируя при этом новые советские мифы. Например, в этой технике легендарный фотограф Александр Родченко изобразил похороны Владимира Ленина в 1924 году для журнала «Молодая гвардия». 

Александр Родченко, «Прыжок с турника».Александр Родченко, «Прыжок с турника».

Новую жизнь в творчестве Родченко обрела и полузабытая ручная раскраска. Но как деликатно это техника была использована им, например, в фотографии «Прыжок с турника» — гораздо тоньше и концептуальнее, чем на салонных семейных портретах-«крашенках» начала века.

Цветная фотография в СССР появилась только после Великой Отечественной: в ход шло немецкое трофейное оборудование. Солнечные снимки Дмитрия Бальтерманца — своеобразный соцреализм от фотографии. Именно по такому Советскому союзу, как на фотографиях мастера, например, из серии «Арбатская площадь», и ностальгируют: с улыбчивыми работницами, автоматами для газировки, опрятными городовыми в белых кителях. И улыбающимися юнгами — как на фотографии Якова Халипа.

Экспонаты последней четверти ХХ века напоминают о цикличности моды: сделав крутой вираж, она вернулась к началу — в 1970-1980-х экспериментаторы стали вновь раскрашивать вручную серебряножелатиновые отпечатки. Борис Михайлов в своей серии «Лурики» иронизировал над самопальными китчевыми «крашенками». Акварелью на этих наивных снимках он писал небрежно, широкой кистью, утрируя стремление к цвету и красоте.

Познакомиться с историей развития цвета в русской фотографии можно будет в Выставочном зале Союза художников (проспект Советских космонавтов, 178) до 14 июня.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.