ЖКХ
«У вас тут что, война была?». Репортаж из забытой властью Маймаксы
1/5

«У вас тут что, война была?». Репортаж из забытой властью Маймаксы

16.04.2019 18:47Дарья ТОМИЛОВА
Проблем у этого района Архангельска много, а решать их, кажется, некому.

Достойное жильё, транспорт, возможность развиваться и отдыхать — здесь нет ни первого, ни второго, ни третьего. Люди по привычке, которая будто передаётся из поколения в поколение, произносят одну и ту же фразу: «Поедем до города съездим». Но ведь Маймакса и есть город, только почему-то все об этом забывают.

Жильё, убитое временем

Кажется, будто и администрация города тоже стёрла воспоминания о Маймаксе. Убитые временем деревянные дома, которые когда-то были построены как временное жильё для работников заводов, горят по очереди или становятся совсем непригодными для жилья. Расселённые развалины местные жители разбирают на дрова.

Поехавшие стены, гнилые полы, щели в окнах и печки, которые совсем не держат тепло: такие условия — норма для Маймаксы. Большие каменные дома, или «каменки», как называют их местные, можно пересчитать по пальцам одной руки. Население редеет, молодёжь пытается переехать в центр или совсем покинуть город. Двухэтажные обшарпанные жилища, построенные ещё при Сталине, стоят, а люди в них живут, носят воду с колонки, каждый месяц запасаются дорогими по цене дровами и с ужасом пытаются пережить зиму, надевая на себя всю тёплую одежду в доме.

Надежда Зубарева живёт в доме, который признан аварийным ещё в 2012 году:

«Наши-то дома уже с 2012 года по суду стоят на расселение, вот не знаю, когда и чего получим. Чем машину дров выписать я бы лучше за паровое заплатила. Зимой вообще холодно, топлю каждый день. Вот печка раскалённая, горячая, а утром встаёшь, она уже чуть живая, потому что полом всё вынесло, потому что от полов там одно название. Когда-то хотела вставить пластиковые окна, но всё такое кривое, что себе дороже этим заниматься. Третья комната у меня полностью закрыта, потому что до половины комнаты пол поднялся, везде щели в полу, и двери открываются только немного. Живу сейчас в двух комнатах смежных. Зимой хожу в тёплой одежде, ну хоть ещё не в шубе и шапке, и то хорошо. Шестой год уже ждём, очередь сказали узнавать на сайте, да какой там сайт, я вон с телефоном-то разобраться не могу. Пол скрипит так, что иногда на кухню иду, так и думаю, хоть бы не провалиться. В подъезде уже все съехали почти, потому что уже невозможно холодно зимой. Всех троих детей вырастила в таких условиях, ну что поделать».

Моя кошмарная «девятка»

Ещё одна больная тема для жителей Маймаксанского округа, конечно, автобусы. Один из самых загруженных маршрутов — маршрут № 9, постоянно даёт сбои в системе, и люди стоят на остановках по часу. Ожидая автобус в сторону Маймаксы, можно насчитать примерно шесть штук автобусов маршрута № 60, который едет на Сульфат и везёт жителей района Первых пятилеток на новеньких «Лиазах» или современных «пазиках». А как в это время выглядят маймаксанские «девятки»? Полуразвалившиеся, маленькие и холодные старые «пазики», которые могут сломаться на каждом повороте, и пассажирам остаётся лишь надеяться, что сегодня переполненный автобус спокойно доберётся до пункта назначения.

Первокурсница САФУ Алина Аленина сейчас как никто понимает проблему маймаксанского транспорта, потому что ездить на учёбу в разваливающихся автобусах приходится каждый день:

«Хоть я учусь в университете только пять месяцев, не могла не разочароваться в наших автобусах. Обычно мне приходится добираться до своего корпуса с пересадкой, и всегда замечаю разницу между нашими маймаксанскими и городскими автобусами. По городу очень часто ходят большие новые автобусы, в которых ехать, даже стоя, не доставляет особого дискомфорта, чего нельзя сказать о маршрутах, которые ходят в наш район. Наши просто в ужасном состоянии, есть те, что ломаются прямо в дороге, что очень усложняет путь. Приходится всегда выезжать не на час раньше, а на полтора, потому что вероятность того, что автобус попадёт в пробку, сломается или просто будет еле плестись — 70 процентов. Слишком долго приходится ждать свой маршрут, особенно с девятым проблема. Раньше всё время сверялась с расписанием автобусов, а потом поняла, что это просто бесполезно — половина рейсов пропускается. Ждать приходится до 30 минут, а по вечерам вообще до 40 минут доходит! Как бы тепло не оделась, всё равно замерзаю. Хуже того, зачастую в автобусах так же холодно, как и на улице. А бывает наоборот — так душно, что дышать нечем».

Военно-маймаксанские дороги

Вопрос о несправедливости распределения благ цивилизации здесь возникает постоянно. Эта самая цивилизация заканчивается после гидролизного завода, который выглядит ещё более или менее приятно. Самая глубь Маймаксы обделена и автобусами, которых невозможно дождаться, и пешеходными переходами и даже банкоматами для элементарного снятия денег. Единственное отделение, где можно снять наличные, работает до 17:30, и многие люди просто физически не успевают попасть туда после работы.

Жанна Калачникова работает в школе № 59 учителем истории и обществознания, из-за ненормированного графика она постоянно не успевает в ближайший банк:

«График у учителя ненормированный, иногда и до 18:00 в школе с ребятами задерживаемся. Зарплата приходит всегда на карту, а снять её даже не успеешь после работы. Всем, кто живет в районе 26-го и 27-го лесозавода в один банкомат после 17:00 попасть нереально. А не попадешь — придётся идти пешком несколько остановок или ехать на автобусе. А наличные часто нужны, потому что во многих сферах услуг, магазинах, да тех же автобусах или даже в нашей школьной столовой нельзя расплатиться картой».

— У нас живут прекрасные люди, здесь, в Маймаксе, мы все друг друга знаем и хотим, чтобы вокруг нас тоже всё было красиво и цивилизованно, но пока всё очень печально, — продолжает Жанна Калачникова. — У меня был такой случай: ко мне из другого города приехали друзья с ребёнком. Он никогда не видел деревянных домов и первый вопрос, который он мне задал: «А у вас тут что, война была?». Иногда реально такое ощущение, будто живешь в послевоенные времена.

Жители самого крупного по территории округа Архангельска страдают от убитых дорог, которые выглядят, действительно, как после бомбежки. Каждый день через Маймаксу из порта «Экономия» проезжает не один десяток фур, которые несутся по дорогам, раздалбывая их ещё больше. Жители посёлка Экономия часто конфликтуют с дальнобойщиками, которые приезжают в порт. Обычно вся проезжая часть, конечная остановка и дорога к порту заставлена огромными фурами, которые затрудняют движение и даже пешеходам мешают просто перейти дорогу. Жители решили пожаловаться, и тогда здесь поставили знаки «стоянка запрещена», которые всё равно не останавливают дальнобойщиков.

О безопасности на дорогах тоже говорить нечего, потому что после лесозавода № 25 пешеходные переходы просто заканчиваются. На всю протяженность Маймаксы их всего два.

Дешевле — в другой город

Есть ещё одна проблема: если у тебя нет личного транспорта, то после 22:00 ты вряд ли сможешь попасть домой. Такси обходится недёшево, да и сами таксисты зачастую просто не хотят ехать в Маймаксу и даже не обращают внимания на заказы, в которых конечный адрес — Маймакса. Даже если просто взглянуть на любую доставку: пицца, роллы, мебель — всегда есть отдельная строчка для жителей маймаксанского района с отдельным ценником.

Андрей Холзаков живёт на Экономии:

«Заказал стол в магазине мебели. Хотел сделать с доставкой до Маймаксы, на Экономию. Стал смотреть прайс-лист и оказалось, что доставка до Маймаксы равняется доставке до Северодвинска! Конечно, я отказался и пришлось везти его в своей машине, что было неудобно. А ещё случай был, я решил заказать пиццу, но мне сказали, что доставка будет, как по тарифу такси, 350 рублей! На самом деле это очень расстраивает, ведь мы тоже часть города, но почему-то именно для маймаксанцев всё время какие-то странные условия, причём несправедливые, как будто мы не люди».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.