Общество
Работа вслепую: в Архангельске водители «Яндекс-такси» объявили забастовку
1/3

Работа вслепую: в Архангельске водители «Яндекс-такси» объявили забастовку

25.03.2019 11:03Алексей МИНИН
Всё это время пассажиры не могут вызвать машину или расплачиваются по завышенным тарифам.

19 марта международный таксомоторный агрегатор «Яндекс.Такси» в одностороннем порядке изменил настройки специальной программы для водителей, через которую они узнавали о доступных заявках. С этого времени водители перестали получать полную информацию о заказах, которые им предлагала система. Они могли видеть только место, откуда надо забрать пассажира, а точка назначения стала для них недоступна.

Это стало последней каплей терпения водителей. Сразу несколько таксистов наперебой рассказали корреспонденту «Регион 29» о своей экономике: по их словам, на быстрых заказах  в центре города за один час таксисты выручают около 500 рублей. 100 сразу отдают агрегатору за посредничество, ещё 50-100 уходит на бензин, несколько раз в день приходится мыть машину (периодически система просит сфотографировать автомобиль, чтобы убедиться в его чистоте), из этих же денег предстоит отбивать аренду автомобиля у таксопарка или оплачивать кредит на машину. Тем, кто используют свою машину, приходится также закупать расходники, ремонтировать технику, в конце концов, платить налоги, страховки и прочие обязательные платежи. По факту, на руках через час работы остаётся 150-200 рублей, уверяют таксисты.

— Это недостойный заработок для профессионала, управляющего миллионным оборудованием и ежеминутно рискующего на дороге, — считает наш собеседник, пожелавший остаться неназванным.

20 марта на народном стихийном сходе таксисты решили на работу не выходить.

После закрытия точки назначения водители вынуждены работать в незнакомых районах с плохой связью, отсутствием покрытия «Яндекс.Картами» (это важно: частный сектор городских окраин не нанесён на карты, а значит, никто из местных не может вызвать такси, таксисты в свою очередь не могут найти клиента «в город»), они больше не могут планировать по времени свою работу (неизвестно куда придётся ехать), а значит, теряют в зарплате.

При этом представитель Яндекса, к которому «Регион 29» обратился за комментарием, заявил об обратном: Яндекс регулярно улучшает свои карты даже для отдалённых районов, а «для удобства водителей в приложении предусмотрены кнопки „Домой“ и „По делам“ — если водителю нужно после смены отправиться домой или же надо в середине дня заскочить куда-то, „умные“ алгоритмы подберут ему заказы по пути для эффективного использования времени». Чтобы зарабатывать больше, агрегатор предлагает альтернативные режимы работы, позволяющие меньше тратить на комиссию (вознаграждение компании за клиента в виде процента от заказа), заверили в компании.

Основное требование у таксистов — открыть конечную точку. Но есть и другие. Водителям не нравятся длинные составные маршруты с несколькими заездами. В таких случаях «Яндекс» рассчитывает доплаты по километражу, что в условиях Архангельска может составлять всего несколько рублей плюсом, но несоизмеримо больше по времени. А время — деньги. Раздражение вызывает также маркетинг компании. Оказывается, компания награждает пассажиров, ставящих негативные оценки водителям, бесплатными поездками. Молодёжь активно этим «лайфхаком» пользуется, а страдают водители: при прочих равных «штрафники» получают заказы в последнюю очередь или дисквалифицируются на несколько часов — жалуются таксисты. 

Но и на это головному офису Яндекса есть, что возразить: «у нас работает служба поддержки 24 часа в сутки, туда не только пассажиры могут жаловаться, но и водители», это работает в обе стороны.

Водителей, соглашающихся работать на условиях Яндекса, стало меньше.Водителей, соглашающихся работать на условиях Яндекса, стало меньше.

Забастовку сразу же заметили пассажиры. Вызвать машину в спальном районе стало непросто. Тариф «по городу» вырос в цене вдвое. Как рассказали организаторы акции протеста, из примерно 150 водителей, работавших с Яндексом, 100 приостановили сотрудничество с агрегатором. В отношении оставшихся бастующие также применяли свои меры воздействия: вызывали коллег по цеху как пассажиры, а когда те приезжали на вызов — объясняли ситуацию, уговаривали присоединиться к стачке.

Совсем другую статистику нам дали в таксопарке «Быстрое такси». Компания сотрудничает с Яндексом, их основной бизнес — это сдача автомобилей в аренду посуточно для работы с агрегатором. Ссылаясь на статистику, пришедшую из головного московского офиса Яндекса, там заявили, что на работу не вышли лишь 15-20 процентов архангельских водителей. Московский Яндекс также рассказал о нескольких сотнях водителей на линии и отключении всего нескольких десятков. Может и так, но стоимость поездок продолжает оставаться высокой, что прямо говорит об остром дефиците машин на улицах.

Приложение по вызову такси от Яндекса неизменно сообщает пассажиром о высоком спросе. Цена предлагаются высокие.Приложение по вызову такси от Яндекса неизменно сообщает пассажиром о высоком спросе. Цена предлагаются высокие.

Представитель «Быстрого такси» также сообщил, что накануне «отключения конечной точки» агрегатор поднял тарифы: ожидание, стоимость километра и минуты выросли. «Недостаточно» — возразили таксисты. Такую подготовку они восприняли как подачку.

Плотно пообщаться с водителями удалось утром 21 марта, когда они собрались, чтобы скоординировать свои дальнейшие действия. Как и накануне, около 40 человек прибыли на раскрашенных в фирменные цвета Яндекса автомобилях на парковку одного из торговых центров Архангельска. 

Собрание стачечного комитета.Собрание стачечного комитета.

Тут корреспонденту «Региона 29» водители и рассказали о своих трудностях. Поначалу приход агрегатора в Архангельск все приняли с энтузиазмом. Появилось очень удобное автоматизированное приложение, которое само предлагает пассажиров поблизости и не показывает тех, кто далеко. Один из таксистов заменил целых семь устройств, развешанных по лобовому стеклу, на одно. Но потом начались проблемы. Жизнь раз за разом подкидывала ситуации, когда водители оказывались обиженными. Система не учитывала нюансов, штрафовала, ужесточались условия. Однако функция связи с живым человеком, чтобы обсудить какие-то спорные вопросы, в Яндексе почему-то оказывалась неработающим инструментом.

Не находя понимания со стороны агрегатора, водители решились на забастовку. Опыт других городов подсказывал такое решение. Подобные забастовки помогали отстаивать интересы и что немаловажно, добиваться от таксомоторного гиганта требуемого. Архангельские таксисты уверены, что им удастся отвоевать своё право выбирать клиентов. 

Кто-то из водителей в сердцах пообещал сегодня же снять стандартную раскраску  Яндекса со своего автомобиля.Кто-то из водителей в сердцах пообещал сегодня же снять стандартную раскраску Яндекса со своего автомобиля.

Им не очень хочется огласки, они просто пытаются достучаться до работодателя: работать в Архангельске стало не выгодно. У Яндекса же свой ответ: удобно должно быть не только водителю, но и пассажиру, ведь служба такси может работать только тогда, когда достаточно и первых, и вторых. Если водители раз за разом будут отказываться от не самых приятных заказов, то и пассажир уйдёт к конкурентам. А это не на руку, ни Яндексу, ни водителям.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.