Идея создания одновременно союза, лейбла и коммуны «Танцы для лохов» пришла к молодому независимому архангельскому хореографу-режиссёру Ивану Мишину во время работы над перформансом Monkey with a gun: междисциплинарный проект объединил множество творческих сил — танцоров, музыкантов, сценографа (фотографа и визуального художника Олега Самойлова из архангельского «Электротеатра), и даже программиста, — и показал, насколько полезным может быть объединение.
Сегодня в союз вошли 12 танцоров, художников, фотографов, музыкантов-электронщиков и организаторов. Среди них есть известные личности, — например, актёр Молодёжного театра и фронтмен ВИА «Провинциальные меха» Филипп Шкаев и победитель конкурса граффити первого фестиваля «Селектор» Тигран Костанян, — а есть дебютанты и «ноунеймы».
Куратор «Танцев для лохов» Иван Мишин рассказал «Региону 29» о целях, дебютных проектах союза и расшифровал его отчасти провокационное, чуть хулиганское название.
— Название «Танцы для лохов» можно интерпретировать по-разному, — сказал Иван. — Танцы — это для лохов и танцы для кого? для лохов. Мы решили немного поиграться с предрассудками людей по поводу современного искусства и вообще искусства и с тем, что многие ребята у нас считают свои творения «для лохов». Мы конфликтуем и с той, и другой позицией, поэтому решили вот так вот объединить всё в одном названии.
— Давай с глобального. Какая у вас миссия?
— Мы созданы, чтобы помогать продвигаться молодым художникам, музыкантам и творческим единицам в архангельской среде и не только — от организации концерта и поиска площадки до создания дизайна и коллабораций. Нам бы хотелось, чтобы участие в союзе стало своеобразным гарантом качества работ молодых художников. Мы не будем ставить высоких планок: мы молодые, неопытные, но у нас есть классные идеи и нам важно, чтобы в городе знали о даже таких маленьких творческих единицах, потому что их очень много. И про них вообще никто не знает. Даня Шапошник, Антоша Мессер и Игорь Молчанов, я случайно наткнулся на их sound-cloud и подумал: «Господи, ребята работают на мировом уровне, и про них никто не знает!». Игорь играет lo-fi hip-hop. Его все знают в Техасе, он работает на двух крупных лейблах, а в Архангельске про него знает человек пять!
У нас горизонтальная система, каждый вкладывает свои ресурсы. Это отличная возможность для коллабораций. Например, музыкант записал альбом. Обложку для него нарисовал художник, а тот ему, в свою очередь, сочинил саундтрек к выставке.
— Какие задачи ставите перед собой?
— Есть несколько задач, которые не лежат на поверхности. Во-первых, мы хотим работать и зимой тоже: хотим приспособить уличное искусство к жизни на Севере, продолжить культуру уличных акций, выставок и концертов и в холодное время года.
Во-вторых, мы также хотим расцентрализовать центр. Всё самое интересное в Архангельске обычно происходит в центре города, а мы хотим перенести «движ» на окраины — в Маймаксу, Исакогорку, — куда некоторые архангелогородцы, живя в центре, вообще никогда не добираются.
И, в третьих, мы хотим развить культуру пожертвований. У нас не будет платных входов, мы оставим на усмотрение зрителей, какого вознаграждения заслуживает художник.
— Уже сейчас союз объявил о трёх дебютных проектах. Первый, который, по сути уже идёт, но о нём очень мало информации — это маршрутная и межжанровая выставка Ульяны Каль «Поиск». В чём суть?
— С Ульяной мы учились в одной школе, а её мама была моей учительницей по пению. Выставка пройдёт в несколько этапов — мы сами пока теряемся в догадках, сколько конкретно, потому что концепция меняется день ото дня. Мы работаем со стрит-артом, видео и перформансом. О некоторых этапах мы будем сообщать заранее, а некоторые вещи людям придётся замечать самим. Ульяне очень важно быть в моменте здесь и сейчас, без всякой театральности. Мы хотим, чтобы каждый из перформеров нашёл какой-то личный смысл в том, что он делает. Как уже понятно из названия, мы работаем с темами поиска и места в жизни и активно используем стулья. Мы не стремимся привлечь большое количество зрителей: нам интересна реакция случайных свидетелей. По итогам мы подготовим подробную документацию этой выставки. Большую часть работ можно будет увидеть в мае на презентации в Гостиных дворах.
— Ясно. Следующий проект — фотовыставка «Лимонный день» Егора Радько внутри Кузнечевского моста. Непростое место для выставки, тебе не кажется?
— Если рекламу развешивают на заборах, почему нам нельзя развесить фотографии на мосту? Мы всех предупреждаем, что там нужно соблюдать осторожность, постараемся оградить всё, что можно оградить. Это место популярно у молодёжи, как и заброшки. Возможно, мы и их когда-нибудь используем. Кстати, 90 процентов выставки Егора также можно будет увидеть на презентации в Гостиных дворах.
Между прочим, Егор — однокурсник Марьи Вершининой, которая танцует в нашей компании «299 792 458 м/c». Я случайно наткнулся на его инстаграм. С ним очень интересно работать, он открыт всему новому, отзывается на любые суперсумасшадшие идеи.
— И, наконец, «Биточки». Я так поняла, что название отсылает не к мясу, а к битам. Это вечеринка?
— Да, мы организуем её в «Студии 17», но это не просто вечеринка. На вечеринках вроде этой мы хотим рассказывать о классных оригинальных музыкантах, которые живут и работают в Архангельске. На «Биточках» сыграют Игорь Молчанов со своим lo-fi hip-hop и Антон АК с диско, фанком, соулом и хаусом. Ещё на вечеринке выступят «Провинциальные меха».
Но нам хочется, чтобы мероприятие получилось разноплановым. Там же мы организуем фотовыставку Sun, thank for everyhtng Маргариты Люц и Даши Басиной. Даша — давний друг союза, сейчас она с нами дистанционно — из Санкт-Петербурга. Кстати, обе девушки из Новодвинска. Рита сейчас танцует в нашей компании, учиться на пианистку и думает поступать в консерваторию. Мы выбрали самый сочный джуси фрут из её фото-путешествий, чтобы зима пошла к чёрту!