Как мы и предполагали ранее, «проталкивание» законопроекта об изменении порядка распределения квот добычи крабов через органы власти продолжилось. Выводы Минэкономразвития России, спрогнозировавшего значительные социально-экономические риски для регионов и вынесшего отрицательное заключение на предлагаемый Минсельхозом проект закона, были проигнорированы.
Напомним, исторический принцип распределения водных биоресурсов действовал с 2003 года. Он признан всем рыболовецким сообществом эффективным: с его введением отрасль начала прогрессировать. И малые, и крупные предприятия стали модернизировать флот, увеличились отчисления в бюджеты, развиваются социальные проекты.
Эпохе расцвета предшествовал кризис, который сами рыбаки связывают с введением аукционов на водные биоресурсы. Два-три года действия аукционного принципа привели к дестабилизации. Часть компаний ушла с рынка, некоторые предприятия были вынуждены практиковать браконьерство, поскольку не смогли найти денег на приобретение с аукционов нужных объёмов рыбы для вылова. Тем не менее, все эти доводы рыбаков сейчас в расчёт не берутся.
Законопроектом предусмотрено распределение 50 процентов объёма квот добычи краба через электронные аукционы. Кроме того, предлагается ввести новый вид квот — «квоты добычи крабов в инвестиционных целях для промышленного и прибрежного рыболовства».
Очевидно, такая схема будет выгодна компаниям, которые прежде добычей этого вида не занимались. Новичком рынка является «Русская рыбопромышленная компания». Сейчас ей не хватает объёмов краба для вылова. Но, как отмечают эксперты, благодаря мощному административному и финансовому ресурсу, она готова убрать все препятствия и покупать краба на аукционах. Правда, для этого нужна законодательная поддержка. Вопрос о том, насколько нахраписто продавливается закон, грозящий переделом отрасли, рыбаки обсуждают с 2017 года.
Понятно, что краболовные предприятия, которые уже обременены крупными инвестиционными проектами, не смогут покупать аукционного краба по сверхвысоким ценам и, скорее всего, будут вынуждены сворачивать модернизацию к минимуму. Что уж говорить про малые предприятия. Они либо они канут в Лету, либо будут поглощены конкурентами. Предприятия, уже реализующие инвестпроекты, априори не смогут браться за новые. Но, согласно законопроекту, победитель аукционов будет обязан строить новые «объекты», о которых будет известно только после заключения договора о закреплении квоты.
Очень странный план предлагается, не правда ли? И вся эта аргументация проходит мимо ушей ответственных за законопроект чиновников. Закон обсуждался кулуарно. Так называемое общественное обсуждение на портале нормативных правовых актов (где к слову, рыбаки сделали около 1,5 тысяч замечаний), прошло в минимальные сроки, и осталось незамеченным.
— Мы одобрили законопроект, обсуждение было непростым. Выдвигались определённые доводы о том, что этого делать не надо, поскольку люди, которые обладают сегодня этими квотами, пострадают. Но мы исходили из того, что это бизнес высокомаржинальный, — мотивировал действия комиссии по законопроектной деятельности зампред правительства РФ Константин Чуйченко.
Он также не отрицал, что с доводами Минэка комиссия всё же ознакомилась: «Позицию Минэкономразвития мы учли. Мы с ней не согласились. Это наше право — соглашаться или не соглашаться».
Решение комиссии вызвало критику не только рыбаков, но и экспертов. Известный учёный-экономист и политик Михаил Делягин, например, уверенно заявил, что аукционный принцип уже ставил отрасль в начале 2000-х на грань уничтожения. Эксперт замечает, что Чуйченко отказался выслушать представителей отрасли, Счётной палаты РФ и Союза промышленников и предпринимателей РФ. При этом Делягин считает, что глава Росрыболовства Илья Шестаков, не смог представить аргументы в пользу скандального законопроекта.
— Возможно, аргументы эти носят настолько неприкрытый, чтобы не сказать непристойный, лоббистский характер, что их просто нельзя называть вслух даже в правительстве Медведева, — говорит Делягин.
Учёный дал ёмкую характеристику аукционному принципу. По мнению экономиста, производственник, средства которого вложены в дело, как правило, «проигрывает аукцион финансовому спекулянту или лоббисту, который опирается на административный ресурс в том числе в привлечении денег». При этом нормальная работа компаний, которые брали кредиты для развития и инвестировали в собственные фонды, ориентируясь на предоставляемые квоты, становится невозможной.
Делягин не сомневается, что 14 марта законопроект будет подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым. Далее документ рассмотрит Госдума РФ. Эксперт, к слову, работавший в прежние годы в аппарате президента РФ и правительства РФ, приходит к выводу, что вслед за краболовством аукционный принцип будет грозить всему российскому рыболовству.
Аффилированная с «Русской рыбопромышленной компанией» «Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота» уже предлагает выводить на аукцион не 50, а 100 (!) процентов краба, и кроме того, взять в 100-процентный аукционный оборот рыбу тресковых пород (треска, пикша, минтай).
Несогласные с таким вопиющим игнорированием своих доводов рыбаки проведут 16 апреля в Москве чрезвычайную всероссийскую конференцию работников рыбохозяйственного комплекса. Большая часть профессионалов отрасли не согласна с повторением кошмара 16-летней давности.