В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/16
Общество
«Зачем нам сумерки? Сосредоточиться»: в Архангельске открылась выставка художника-философа Бориса Копылова

«Зачем нам сумерки? Сосредоточиться»: в Архангельске открылась выставка художника-философа Бориса Копылова

03.03.2019 18:50Мария АТРОЩЕНКО
В последние месяцы имя Бориса Копылова не сходило с афиш учреждений культуры: Гостиных дворов, Художественного салона, Добролюбовки… Цикл экспозиций, настоящий арт-марафон, завершился в Выставочном зале Союза художников.

Выставки-предшественницы были ретроспективами — они представляли избранные работы, созданные с 1960-х по сей день. А в экспозиции «Живопись 2016-2019» собраны 59 новейших работ. Среди них есть картины, которые ещё никогда не видели ценители искусства.

— Судьба художника — это одна целостная жизнь, а не профессия, — рассказал Борис Копылов «Региону 29». — Искусством не занимаются, искусством живут. Искусство я делаю только потому, что оно у меня есть. Независимо от того, понравится ли оно кому-то, буду ли я от этого что-то иметь. Потому что не буду иметь, это точно. Всякое отдельное мировоззрение не почиталось никогда, в нашей стране особенно. Если ты искусством занимаешься, потому что это кому-то надо, то я думаю, в тебе художника-то и нет. И здесь представлены плоды этой «не профессии» за последние три года. До это тоже были промежутки — за четыре года, за пять лет, — но все они составляют одну целостную жизнь. И целостное мировоззрение. У меня есть своя точка зрения на всё, что происходит в мире. 

Борис Копылов.Борис Копылов.

В оформлении выставки использованы старые афиши и афоризмы художника-философа, за чтением которых можно пропасть надолго.

«Восторг и трагедия — содержание любви».

Мы приходим, чтобы раздувать угли оставленного нам костра».

«Творчество — это жизнь, которую любовь вырвала из пустоты».

— Если ты обрёл эту любовь, то ты уже пустоте не принадлежишь, — развил мысль художник. — Это очень важно. Я думаю, эта фраза не только для художников написана. Для всех, кто будет жить, она старой никогда не будет.

Белый, красный и чёрный — без этих цветов сложно представить картины Бориса Копылова.

— Мы всё-таки живём в мире, в котором над нами стоят свет и тьма, — сказал художник. — Мы живём в сумерках, в серёдочке. Там, где тьма помирились со светом и дали нам это среднее пространство. Если вы заметили, именно в утренних сумерках всё расцветает. Зачем нам даются сумерки? Сосредоточиться, от реального мира отклониться и немножко поразмышлять о самих себе, что мы есть такое. А в другое время вы будете? Нет. На работе вам некогда будет решать эти вопросы, для этого вам отведены сумерки. Это очень ёмкое, самое живое поле жизни.

На вернисаж выставки поздравить художники пришли друзья и поклонники. 

— Меня всегда восхищали люди, которые имеют духовное зрение, — сказала министр культуры Архангельской области Вероника Яничек. — Благодаря ему создаются произведения искусства, к которым подходишь и начинаешь ощущать их вибрации, их ритм, их музыку… Входишь с ними в консонанс, и они тебя начинают захватывать, куда-то уносить. Для меня это лучший способ взаимодействия с произведением искусства, когда ты отрываешься от земли. И мне лично очень хорошо рядом с картинами Бориса Ивановича.

Художника поздравила министр культуры региона Вероника Яничек.Художника поздравила министр культуры региона Вероника Яничек.

Министр культуры дала музею ИЗО (в лице заведующей отделом современного искусства Зои Кулешовой) неформальное распоряжение — организовать выставку Бориса Копылова в своих стенах.

— Тот колоссальный выставочный марафон, который вы организовали за последний год, вызывает огромное уважение и восхищение, — обратилась к художнику сама Зоя Кулешова. — Мы имели редкую возможность поэтапно знакомиться с вашим творчеством — от ранних работ до ваших сегодняшних размышлений о жизни и об искусстве.

Зоя Кулешова.Зоя Кулешова.

Поздравить своего давнего друга пришёл и художественный руководитель Архангельского молодёжного театрам Виктор Панов. Борис Копылов оформил несколько спектаклей — «Собачье сердце», «Яму», «Охоту на крыс», и идущие до сих пор «Тёмные аллеи».

— Это открыватель театральной сценографии и театрального цвета! — сказал Виктор Панов. — Его влияние на меня и на всех, кто его окружал, огромно. У меня в книге , которую меня заставляют писать, будет глава: «Из чего я состою». Так вот большая часть моей группы крови принадлежит Борису Ивановичу. Я, например, воспитанный Копыловым, сейчас везу на фестиваль уличный театров две выставки Михаила Шемякина.

Виктор Панов.Виктор Панов.

После затянувшегося открытия Борис Копылов, как скромный художник, говорил мало.

— В жизни каждому человеку нужно ответить: зачем он? Если этого вопроса нет, он уже не живёт, — сказал Копылов. — Если он у него есть, значит, он должен какой-то путь начать, найти то, к чему предрасположен. Почему я делаю то, что делаю? Я не сам себя приговорил к жизни, а живу, потому что чувствую, что так же приговорены и деревья, и трава, и жаворонок. И желание соседствовать с ними, в сущности, и держит меня в жизни.

«Невеста».«Невеста».

Гостей выставки встретила невеста с живописного полотна — пронзительный, прямой, как стрела, белый силуэт в розовом облаке. Издалека она похожа на птицу со сложенными крыльями или вообще распадается на фигуры двух соприкоснувшихся лбами ангелов.

Объёмная работа «Явление весны» выполнена из кожи: в пудрово-песочных складках пластичного материала (никакой зелёной травы и голубого неба!) угадывается фигура девушки с руками, тихо сложенными на коленях. Если постоять подольше рядом с этой девушкой-весной, начнёт казаться, что она дышит. Рядом с ней очень тепло и спокойно.

«Явление весны».«Явление весны».

«Сад после пожара» и будоражит, и тревожит, но осквернённый сад таит надежду на возрождение: сад и после пожара остаётся садом. 

«Сад после пожара».«Сад после пожара».

Представлены на выставке и картины из серии «Уходящая натура». На одной из них на лугу пасётся белая лошадь с чёрной гривой, в колодце синеет вода. Кажется, что мир застыл, и лошадь так и будет жевать траву, согнув свою длинную шею.

На выставке находится место всем четырём временам года. Зима — черные галки грачей на белом фоне, весна — росчерки на бордовом и робко, недоверчиво согревающиеся берёзы, лето — мечтательно-сонная незнакомка в кепке дремлет в лучах голубого солнца и чёрная бабочка красуется на жёлтом фоне, осень — наполовину облетевший лист рябины, будто не дорисованный. 

«Весна, лето, осень. Остальное зима».«Весна, лето, осень. Остальное зима».

И все вместе — на картине «Весна, лето, осень. Остальное зима». В главенстве белого, на который красный, зелёный и охра едва осмеливаются зайти, — вся правда жизни на севере, когда зима длится по семь месяцев в году.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.