В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
ТВ
Виталий Попов — о государственно-частном партнёрстве

Виталий Попов — о государственно-частном партнёрстве

28.02.2019 10:18
В эфире программы «13 этаж» — куратор проекта в сфере государственно-частного партнёрства корпорации развития Архангельской области Виталий Попов.

— Виталий, приветствую.

— Добрый день.

—  Давайте разберемся, что такое государственно-частное партнерство и что собой представляют проекты, которые реализуются в этой сфере?

— Под государственно-частным партнерством понимается юридическое оформление долгосрочного партнерства между государством и бизнесом с целью создания объектов общественной инфраструктуры. Причем бизнес не только проектирует и строит, вводит в эксплуатацию объект строительства, но и осуществляет целевую эксплуатацию, тем самым государство частично перекладывает часть функций, но при этом не ослабевает контроль. В последнее время термин государственно-частного партнерства стал очень популярен, и до недавнего времени большинство людей из профессиональной сферы под государственно-частным партнерством понимали большое количество взаимодействий.Но с 2015 года вышел в свет 224-й федеральный закон «О государственно-частном и муниципального-частном партнерстве», который дал правовое определение государственно-частного партнерства, и немного разграничил вторую форму классического государственно-частного партнерства — концессию — 115 федеральный закон.

— В чем интерес бизнеса вступать в государственно-частное партнерство, если там, в принципе, и контроль со стороны государства большой и инвестиции требуются немалые?

— Государственно-частное партнерство выгодно для обеих сторон, потому что это дорога с двухсторонним движением и есть возможность в рамках соглашения прописать условия для каждой стороны, которые будут учитывать их требования. Например, для бизнеса, если смотреть на проект в сфере создания объектов общественной инфраструктуры, выгодно, чтобы был понятен график возврата инвестиций, были гарантии со стороны государства. Для государства, в свою очередь, это даже более выгодно, чем государственный заказ, потому что, в первую очередь, идет строительство объектов за счет привлечения денежных средств от инвестора. Что касается рисков — основной нюанс государственно-частного партнерства заключается в том, что риски распределяются между сторонами по логике «тот, кто может управлять этим риском». Например, если мы смотрим государственный заказ, все риски переходят в сторону государства: государство должно контролировать добросовестность подрядчика, подрядчик должен не нарушить ввод в эксплуатацию, и в рамках действующего законодательства в сфере закупок необходимо провести как минимум три закупочные процедуры. Почему сотрудничество еще выгодно для бизнеса и государства — составляется некая матрица рисков, где закрепляются за каждой стороной риски. Для бизнеса закрепляются обязанности и, соответственно, риски по возведению объекта, проверке подрядчика, добросовестности подбора персонала. Для банка, который также участвует в проекте государственно-частного партнерства, вопрос ставится по привлечению денежных средств и постоянному притоку инвестиций в проект. Государство контролирует предоставление земельного участка, сроки получения разрешительных документов и получения лицензий, тем самым объединение усилий всех участников проекта позволяет запускать сложные, достаточно капиталоемкие проекты. Но всем понятны правила игры и условия работы на данном рынке.

— Какие это проекты в России и в Архангельской области?

— По России сейчас 3200 проектов существует. В сфере ЖКХ порядка 80 процентов всех проектов, порядка 15 процентов — это сфера социальная: строительство школ, больниц спортивных сооружений. В Архангельской области на сегодня, учитывая, что концессия — одна из форм государственно-частного партнерства появилась законно в 2005 году, соответственно, по ней практика наработана в большей степени. Например, Архангельская область имеет передовой опыт по концессиям в сфере ЖКХ. На последнем сочинском экономическом форуме коммерческая концессия по водоподготовке и водоотведению признана одним из лучших проектов за 2018 год.

— У нас уже имеется некая база, я знаю, что в рамках ГЧП строилась и котельная в Холмогорском районе, и детские сады в Архангельске.

— Да, совершенно верно, в настоящий момент в Архангельской области порядка двадцати трех проектов в сфере государственно-частного партнерства. 21 проект в сфере ЖКХ, остальное из социальной сферы.Поэтому работа предстоит большая, и нужно нарабатывать именно опыт строительства социальных учреждений и выбрать это направление, так как приняты в рамках указа президента целевые программы, которые дают большой транш на создание объектов социальной инфраструктуры. Если смотреть по миру, то в среднем частный сектор направляет порядка 20 процентов инвестиций на создание объектов общественной инфраструктуры. По России это всего лишь один процент, поэтому есть куда развиваться, куда двигаться.

— Бизнесу, на Ваш взгляд, интересно сегодня партнерство с государством в той же социальной сфере?

— Бизнес смотрит, в первую очередь, на график возврата инвестиций, смотрит на тот уровень доходности, который он может получить. Почему еще сотрудничество выгодно для инвестора — это то, что в последнее время банки стали смотреть в сторону государственно-частного партнерства. Если раньше для бизнеса банк воспринимал взаимодействие с государством как высокий риск и были высокая процентная ставка, высокая обеспеченность кредита, то сейчас банки крупные, даже государственные, выпускают типовые решения, по которым они готовы выдать кредит максимально быстро, и под эти условия они готовы войти в проект.Некоторые банки входят в уставный капитал компании, которая реализует проект государственно-частного партнерства, что не может не радовать.

— Бизнес в целом по стране еще недостаточно активен, государственно-частное партнерство не очень развито. С чем это связано?

— Тут нужно смотреть в комплексе. Сам закон о концессии принят в 2005 году, а первые проекты по концессии появились через три-четыре года, когда рынок адаптировался к этому механизму. По 224 закону о ГЧП только в 2018 году появились порядка четырех проектов, которые уже на стадии подписания с государством соглашения, поэтому в комплексе получается необходимо выработать методологии, опыт работы поданному закону со стороны бизнеса, необходимо сформировать региональные команды со стороны государства по подготовке проектов, и также необходимо даже на уровне банка понимание в регионах, насколько востребована эта сфера для них.

— Корпорация развития региона какую функцию здесь выполняет?

— Это связующее звено на первом этапе, но вообще проекты государственно-частного партнёрства достаточно длительные.Подготовка проектов состоит из двух этапов: предпроектная работа и процесс сопровождения проектов. Процесс предпроектной работы занимает от полутора до двух лет. Корпорация уже правила работу с профильными министерствами, чтобы найти те объекты, которые необходимы для государства. В нашем регионе это, в первую очередь, социальная сфера, на втором этапе в этом году корпорация планирует уже провести работу в муниципальных образованиях. По ряду объектов экономика посчитана, и в настоящий момент идет поиск инвесторов. Корпорация находится во взаимодействии с ведущими экспертами в сфере структурирования проекта.

— Вы сказали о проектах, в которых есть наработки. Может быть, расскажем вкратце, где эти проекты в регионе будут осуществляться, с чем будут связаны?

— Не хотелось бы разделять по районам, потому что каждый район важен для региона. Мы начали с создания спортивных сооружений. В дальнейшем мы планируем создание домов престарелых. Третий этап — это уже сфера здравоохранения. Как я уже сказал, нужно понимать нюансы участия двух сторон — власти и бизнеса.

— Какова будет конкретная функция бизнеса в реализации проекта, например, по строительству больницы?

— Если брать строительство медицинского сооружения, то может быть два пути у бизнеса в этом. Первое — он может проектировать, строить объект и осуществлять техническую эксплуатацию, а в дальнейшем в рамках наемных взаимоотношений, функцию здравоохранения выполняет профильное учреждение здравоохранения, которое находится под министерством здравоохранения. Либо бизнес осуществляет целевую эксплуатацию. То есть, если мы берем больницу, то и сам инвестор получает лицензию на ведение медицинской деятельности. Как это выглядит для пациентов — новое оборудование, здание, помощь, но все это находится в системе ОМС страхования. Инвестор же возвращает свои вложения за счет тарифа ОМС, а так же расходы компенсируются из-за предоставления платных медицинских услуг, которые не включены в тариф обязательного медицинского страхования. Тем самым, это выгодно и государству, потому что оно не вкладывается в проект. Оно осуществляет помощь по вхождению проекта в систему обязательного медицинского страхования. В то же время, оно закрывает социальную потребность в определенном районе. А для бизнеса — осуществляется деятельность на понятном, хорошо регулируемом рынке, с понятной экономикой.

— Благодарю за беседу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.