В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/4
Общество
«Уютное судно для неуютных морей»: в Архангельске построят поморскую шхуну с сауной

«Уютное судно для неуютных морей»: в Архангельске построят поморскую шхуну с сауной

22.02.2019 13:45
На Красной пристани появится верфь-музей, а в Гренландию, на Землю Франца-Иосифа и на Фарерские острова отправится традиционная поморская шхуна.

21 февраля в Северном морском музее состоялась презентация одноимённого русско-норвежского проекта. Клуб «Морские практики» поднимается на новую ступень развития судостроительной архитектуры: от поморского карбаса — к поморской шхуне, — собирается построить парусно-моторное судно длинной 20 и шириной 6,6 метра. Вот ещё параметры: высота борта — два метра, осадка — 2,9, водоизмещение — 50 тонн.

Такие шхуны, по рассказам шкипера «Морских практик» Евгения Шкарубы, были типичными для Белого моря судами в начале XX века. Это был период одновременно заката и апогея коммерческого парусного флота: тогда этот тип судна — прочный, мореходный, — достиг совершенства. Шхуны строили и на Севере России, и на Севере Норвегии: и в Архангельске, и в Вардё, и в Тромсе.

Идею реконструкции шхуны и одновременно возрождения исконного северного кораблестроения поддержали губернатор Архангельской области Игорь Орлов и Норвежский Баренцев секретариат. К проекту «Поморская шхуна» привлекли специалистов с Севера Норвегии.

— Сами не справимся, — объяснил шкипер Евгений Шкаруба. —  К сожалению, у нас не сохранилась традиция и нет технологии. На Белом море исчезли суда такого класса. У нас по-прежнему есть мастера, которые строят карбасы, но не такие 20-метровые шхуны. А в Норвегии эта традиция не прерывалась. В судостроении очень важна непрерывность традиции. Поэтому мы импортируем обратно свою же технологию.

Евгений Шкаруба.Евгений Шкаруба.

Когда северные яхтсмены загорелись идеей возрождения поморской шхуны, они столкнулись с тем, что нет ни чертежей, ни фотографий, не специалистов. Зато всё это они обнаружили в музее городка Норхеймсунд. И там же — живую действующую поморскую шхуну — «Матильду» 1884 года.

Архангельские и норвежские яхтсмены-кораблестроители намерены дать новую функцию традиционному судну — создать, по словам Шкарубы, «уютное судно для неуютных морей». Для того, чтобы яхтсмен и исследователь мог с комфортом постигать суровые высокие широты, плавая к берегам Гренландии, Исландии, Новой земли, Земли Франца-Иосифа и Фарерских островов, шхуну оснастят четырьмя двухместными каютами, десятью спальными местами, гальюнами с душем и даже сауной.

Строительство опытного образца займёт три года. Только один корпус потребует, по оценкам авторов проекта, 15 тысяч человекочасов. Следить за работой архангелогородцы смогут чуть ли не в режиме реального времени. На Красной пристани вырастет временный ангар-верфь, который превратится в действующую экспозицию, место для мастер-классов и станет подразделением Северного морского музея. На первом этаже будет расположена собственно верфь с деревообрабатывающим цехом, а на втором — галерея и учебные классы.

Авторы проекта рассчитывают, что по завершении проекта город получит не только шхуну, но и готовую судоверфь с отработанной технологией и обученными работягами.

Презентация проекта собрала множество заинтересованных слушателей. У которых возникло немало вопросов — в первую очередь, о необходимости привлечения норвежцев. Укол «уязвлённой поморской гордости» почувствовал, например, президент Архангельской торгово-промышленной палаты Василий Сидоровский.

Ему и всем гордым поморам ответил почётный консул Королевства Норвегии в Архангельске и директор Представительства Норвежского Баренцева секретариата РФ Андрей Шалёв.

— Поморская культура складывалась из международных связей, из обмена опытом, — отметил почётный консул. — Не надо разделять наших и заморских поморов. Они жили в едином торгово-экономическом пространстве. И Архангельск когда-то был городом очень международным, ориентированным на международные связи. В этом нет ничего стыдного.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.