Экономика
В Архангельской области учатся объединять фермерство и туризм

В Архангельской области учатся объединять фермерство и туризм

30.01.2019 16:43Журнал «Профессия — предприниматель»
Отличный пример такого бизнеса — гостевое подворье «Фермерская слобода», получившее поддержку от Корпорации развития области.

Подворье находится всего в паре километров от Архангельска. Его директор Владимир Будейкин поделился своим опытом создания необычного агротуристического дела.

— Владимир Вячеславович, как к Вам пришла идея заниматься фермерством?

— Наверное, я в этом плане нетипичен. Всё, к чему я сейчас пришёл, вымучено и выстрадано накопленным жизненным опытом. Я занимался многими направлениями бизнеса, в основном всё это было связано с продуктами. Мне эта тема всегда была интересна. Ведь когда человек ест то, что ты сам сделал, и говорит тебе «спасибо», это ведь непередаваемые эмоции! А когда думаешь, как человека накормить, надо задуматься, где его разместить, и вот тут уже подключается гостеприимство — и мы объединяем два направления: фермерство и туризм.

— Каково вам было начинать такое серьёзное дело? Пригодился ли вам ваш опыт?

— Не скажу, что это была мечта всей жизни, но так сложилось, что на тот момент я потерпел фиаско по предыдущему бизнесу. По сути, мы остались у разбитого корыта — никаких собственных средств не было, был только опыт и желание действовать. Кроме того, общая ситуация в стране сложная, а из Архангельской области массово уезжала молодёжь — ведь перспектив в регионе почти не было. Так мы думали тогда. Собирались перебраться в среднюю полосу, где было бы проще войти в новое дело, но в итоге мы решили попробовать открыть хозяйство здесь.

Добрый знак

— Почему передумали?

— Судьба, случай, как хотите называйте. Было несколько хороших знаков, первый из которых мы получили в 2011 году. После этого депрессивного состояния, краха я понял, что этот опыт был не зря и нужно как‑то его использовать. Начал с того, что попробовал получить землю здесь, в области. Наверное, я был очень убедителен, потому, придя в администрацию Приморского района, я очень быстро нашёл с ними общий язык. Когда я осознал, что земля досталась так быстро и просто, задумался, а может и стоит попробовать.

Первый участок нам дали недалеко от Архангельска. Это была проблемная территория, или, проще говоря, свалка. Первое время мы занимались тем, что убирали оттуда мусор. Процесс затянулся, и я снова начал сомневаться в своём выборе. И в тот момент, когда я уже был готов всё бросить, с нами связались дорожники, которые начинали строить развязку на Северодвинск, и практически мы за несколько минут договорились, что они разместят свой вахтовый посёлок на нашей территории, а взамен помогут нам расчистить всё от мусора. Это и был второй знак, когда я окончательно понял, что этим стоит заниматься.

— Не страшно вам было начинать заниматься бизнесом, в котором вы не имели опыта?

— В первую очередь мы, конечно, рассматривали хозяйство, именно как возможность получить новый опыт. Конечно, было страшно. Ведь раньше можно было купить у кого‑то сырьё и попробовать его переработать. А на тот момент ситуация другая была — сырьевых запасов ни у кого не было, а значит, нужно было своё хозяйство, чтобы иметь хоть какие‑то гарантии.

— Как нашли средства на новое хозяйство, если не получилось с предыдущим бизнесом? Брали кредит или заявлялись на гранты?

— Начинали мы абсолютно без копейки, как говорится, с божьей помощью. На третий год мы смогли привлечь небольшой грант на полтора миллиона на развитие козьей фермы. Наше отличие от большинства других хозяйств в том, что мы подошли к этому гранту с чётким пониманием, что нам нужно не просто молоко, а нужна его переработка. Поэтому мы серьёзно подготовились, например, у нас уже была сыроварня.

название

Десять сортов сыра

— У вас на ферме много животных и птицы. Кого начали разводить первыми?

— Начинали с птиц — привезли птенцов различных пород, в основном это были гуси. Первые три года мы активно занимались их разведением. В этот же период занимались кроликами, и так постепенно выстроилась общая идеология нашего проекта. Мы стали прорисовывать сектора, которые относились к разным видам деятельности: птица и кролик — это мясо; территория, удобряемая появившейся органикой, — это плодоносная зона, на которой мы рассчитываем в следующем году создать садово-малиновую плантацию, а третий сектор — это «молочка».

— Ваше подворье известно отчасти благодаря вашему козьему сыру и молоку. Почему выбор пал именно на коз?

— Козы меня вдохновили потому, что мне очень понравился козий сыр. Сейчас у нас уже небольшое дойное стадо порядка 30 голов и двухлетний опыт работы с ними. В ближайшие два года мы рассчитываем увеличить эту цифру до 40. Но это только в самом подворье, по поводу коз у нас есть отдельный план, о котором пока рано говорить. Вообще, за последние два года мы достаточно неплохо погрузились в сыроделие. Я считаю, что направление это очень перспективное. Сейчас мы попробовали производить уже порядка 10 сортов сыра.

— В какой момент вы поняли, что нужно к хозяйству подключать туристическую составляющую?

— Гостевой формат мы опробовали пару лет назад. И пришли мы к этому исходя из своего опыта — за несколько лет ведения хозяйства мы поняли, что небольшие объёмы производства не позволяют всё это окупать. Значит, нужно как‑то трансформироваться, но при этом фермерское начинание сохранить. В конце концов, всё пришло к тому, что 17 января 2017 года мы попробовали принять первую группу гостей. Это был очень удачный эксперимент. В результате, за первый год нас посетило порядка 2500 человек, подавляющее большинство — школьники, что особо приятно. В этом году мы этот показатель уже летом преодолели, так что идём в правильном направлении.

«Сарафанное радио»

— Как привлекаете гостей?

— Мы активно сейчас не привлекаем новых людей, а занимаемся теми группами, которые к нам приезжают, по «сарафанному радио». Единственное, что я поддерживаю — это странички в социальных сетях, а агрессивной рекламой мы не занимаемся и не тратим на это средства.

— Как планируете развиваться? Будете открывать новые направления?

— К весне у нас должно появиться отдельное помещение для гостей, где будем проводить чаепития, рассказывать про будни фермера. А помещение, в котором сейчас всё это проходит, переделаем под переработку молока. Кроме того, мы пробуем разводить рыбу в наших водоёмах. В целом мы двигаемся к тому, чтобы укрепить формат гостевого подворья. В планах — строительство гостевого дома с круглосуточным проживанием. А хозяйство на нашей территории будет направлено на то, чтобы обеспечить продуктами питания наших гостей. Мы не планируем крупное производство, можно сказать, продукты будут эксклюзивными.

— То есть вы продаёте молоко, сыр и мясо только своим гостям?

— Да, в этом вся задумка нашего подворья, мы и не планировали продавать нашу продукцию за пределами хозяйства. Наша главная цель — развивать свою территорию, у нас там всё‑таки два гектара под хозяйство, плюс два гектара сельскохозяйственных земель.

— А что предлагаете своим гостям? У вас ведь не только экскурсии по ферме?

— Активностей достаточно много. Больше всего, конечно, людей привлекают наши мастер-классы — по изготовлению сыра, например. А так, у нас очень много школьников приезжает, и не только на экскурсии, но и в походы. В один из дней в этом году мы приняли одновременно 430 человек — это была целая школа, которая прошла через нас.

— Вы позиционируете себя как социального предпринимателя?

— Вполне. Мы стараемся донести до наших школьников основы простой, натуральной жизни. Развиваем туризм на местах, а это очень важно сейчас. Ведь у нас туристическая составляющая очень востребована — внутренний туризм в России в последнее время развивается довольно активно. Кроме того, я уверен, что этот опыт можно распространить. Такого рода начинание может сработать в проблемных районах, где есть проблемы с инфраструктурой.

— Как вы считаете, может ли малый бизнес развивать территорию?

— У нас малый, можно сказать даже семейный бизнес. Деньги от гостевого формата мы направляем на развитие своего хозяйства. Я считаю, что именно подобный малый бизнес должен развивать такие сложные территории, как Архангельская область. Тем более что в крупный бизнес могут войти лишь единицы. Оставшемуся населению нужно искать себя в малом бизнесе — это то, что реально на наших территориях. Кроме того, на это не нужно много денег.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.