Общество
Хит-парад общественного транспорта Архангельска: удобнее ли новые автобусы старых ПАЗов?

Хит-парад общественного транспорта Архангельска: удобнее ли новые автобусы старых ПАЗов?

28.01.2019 12:31Виталий БАРАШКОВ
«Регион 29» составил субъективный рейтинг, в котором рассмотрел общественный транспорт на предмет удобного перемещения по дорогам столицы Поморья.

Сегодня в Архангельске можно встретить несколько различных моделей автобусов, выполняющих пассажирские перевозки по городу. Речь в материале пойдёт о пяти самых распространённых городских автобусах.

О критериях, повлиявших на рейтинг

В качестве основного критерия учитывался комфорт при поездке в час пик или около того — когда в автобусах не так много свободных мест/свободного пространства. Понятие «комфорт» вполне субъективное, но мы постарались сконцентрироваться на том, в каких автобусах салон более приспособлен для поездки стоя. Кроме того, в обзорах упоминаются и сидячие места — речь идёт об их количестве и удобстве. На доступности автобусов для инвалидов в данном материале акцент не делался, но такая характеристика принималась во внимание.

МАЗ-206

Сейчас по Архангельску курсируют 32 таких автобуса. Их легко узнать по яркому зелёному цвету корпуса. Подобными автобусами, например, укомплектован маршрут № 5. Внутри — 25 посадочных мест (всего автобус вмещает 79 человек), удобная накопительная площадка в середине корпуса. На ней может поместиться инвалидная/детская коляска или толпа пассажиров в час пик. Кроме того, стоя вполне комфортно можно расположиться и в передней части салона — поручни есть. С другой стороны, расположены они довольно высоко, а специальные петли для рук не очень удобны.

Что касается сидячих мест. Часть сидений в передней части автобуса находится на «постаменте», залезать на который пожилым людям не слишком удобно. Основной массив сидений — позади. Но за второй дверью уровень пола повышается и на пути к местам приходится преодолевать ступеньки.

Несмотря на выявленные недостатки, данные автобусы на сегодня самые удобные для поездок. Первое место в рейтинге.

ПАЗ-3205

Автобус, лучше всего знакомый жителям города. С окончательно загубленной репутацией, большим физическим износом у части машин, отсутствием кондиционера, информационного табло и других удобств, которыми уже обладают новый общественный транспорт. Подобное машины встречаются на большинстве маршрутов Архангельска.

Различные модели отличаются количество сидений и их размещением, но большой разницы нет. К серьёзным минусам этой серии автобусов можно отнести отсутствие накопительной площадки. В некоторых ПАЗах есть лишь её подобие в задней части салона. Кроме того, это совсем не низкопольный автобус. Чтобы подняться в салон, необходимо преодолеть ступеньки, что тяжело делать пожилым людям и родителям с коляской.

Если же говорить о поездке стоя при большом количестве попутчиков, то до сих пор этот процесс местами куда комфортнее, чем на новых автобусах. Может, это конечно и стокгольмский синдром.

Серебро рейтинга.

ЛиАЗ-4292

Синие автобусы, прибывшие в Архангельск из Москвы. 30 декабря они вышли на восемь городских маршрутов — №№ 9, 6, 11, 12, 76, 44, 54, 60. Внутри — 18 сидячих мест, полная вместимость — 75 человек. На бумаге — самые приспособленные для перевозки пассажиров.

Данная модель имеет три двери, а её салон оборудован usb-зарядками для смартфонов, световыми информаторами, мониторами и кондиционером. Помимо этого, транспорт ориентирован и на маломобильных граждан.

Что касается удобства передвижения на автобусе, например стоя в час-пик, то невероятно комфортным его не назовёшь. Накопительная площадка в таком случае — единственное место где можно разместиться удобно.

В передней части автобуса — узкий проход и высокие поручни с петлями для рук. Сзади — опять же не самый широкий промежуток между сидячими местами, которые размещены на подиумах. Отдельно хочется отметить нелепое размещение трёх сидений, которые находятся в самом конце салона. Опять ступеньки и небольшое количество места, чтобы протиснуться на эти самые места

Ещё одна претензия — ход автобуса. То ли дело в неопытности водителей на новой технике, то ли в дорогах — но плавной поездку не назовёшь. Автобус двигается рывками.

В результате — третье место в нашем субъективном рейтинге.

ПАЗ-320405-14 Вектор Некст Доступная среда

Чаще всего белые автобусы, внешне выглядящие как облагороженные старые ПАЗы. Можно встретить на маршруте № 44 и других. Низкопольные, есть накопительная площадка.

Узкий салон, высокая ступенька, отделяющая ту самую накопительную площадку от прохода между сидений. В час-пик с удобством разместиться в данном автобусе нелегко.

Несмотря на новизну — это далеко не самый удобный автобус для пассажиров. Особенно при большом количестве людей внутри.

ПАЗ-3204 и его различные модификации

Ездят по многим маршрутам, опять же внешне немного похожи на старые пазики, что вызывают наибольшее количество нареканий.

Никаких излишеств. Низкопольность отсутствует, как и накопительная площадка. Салон узкий, ехать в таком автобусе стоя в час-пик — никакого удовольствия. Особенно если находишься в центре машины, а кондуктор решил самостоятельно добраться до задней площадки.

В общем, самый неудобный автобус на сегодняшний день в городе.

Экспертное мнение

По словам руководителя общественного движения «Здоровый автобус» Дмитрия Онучина, появление новых автобусов — это для Архангельска шаг вперёд. Благодаря им, теперь у горожан есть «доступ» к бесступенчатому входу в салон, накопительным площадкам, электронным системам информирования — несомненным атрибутам современного городского пассажирского транспорта.

— Если сравнивать старый подвижной состав (ПАЗы малого класса) и новый (автобусы МАЗ, ЛиАЗ и ПАЗ «Вектор Некст» среднего класса) — есть свои плюсы и минусы, как для пассажиров, так и для перевозчиков-эксплуатантов. Например, жителей не всегда устраивает работа маршрута № 5, который обслуживается только низкопольными автобусами МАЗ. Жалобы поступают как на конструктивные особенности машин, в основном от пожилых людей, в связи с наличием ступеней и подиумов в салоне, так и на загруженность маршрутов и отступление движения машин от заданных интервалов, — поделился своим мнением Дмитрий Онучин.

Кроме того, по мнению руководителя «Здорового автобуса», положительно на ситуацию с транспортом в городе влияют не только новые машины, но и улучшение дисциплины персонала плюс соблюдение расписания рейсов. Но есть и проблемные точки — опять же не всегда корректные кондукторы и водители, гонки автобусов и «паровозики» из трёх-пяти машин, подходящих к остановкам на Троицком проспекте.

— Ждём 2020 года, когда будут проходить конкурсы на большую часть маршрутов, что соответственно кардинально скажется на количестве и качестве современных автобусов в городе, — отметил руководитель общественного движения.

Теперь не об автобусах

В ситуации, исходя из которой мы постарались оценить автобусы, есть моменты что зависят не только от их вместимости и прочих факторов. Пассажиры тоже играют свою роль в комфортной поездке. Всегда стоит помнить о том, что не надо толпиться у дверей автобуса, а рюкзак лучше снять. Кроме того, сидячие места следует уступать тем, кто в этом действительно нуждается.

Опрос

Теперь мы бы хотели узнать ваше мнение. Какие из автобусов, встречающихся в Архангельске, наиболее удобны для вас, уважаемые читатели?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.