Девушки на снимках не скованы представлениями о «настоящей женщине» и её предназначении: они позируют, открываются внутренне и внешне и, наконец, просто хулиганят, не стараясь понравиться никому, кроме самих себя.
Выставка I could never divide myself from any man («Я никогда не смогу отделиться от мужчины») стала первым выходом для инстаграм-журнала GASP (от английского «вздохнуть») в реальный мир. И для кого-то — первой возможностью познакомиться с проектом и его вдохновителями — Евгенией Скворцовой, Евгением Томиловым и Сабиной Варданашвили. Около года назад ребята впервые взяли в руки фотоаппараты, чтобы показать неподдельную, непокорную красоту своих подруг и помочь им принять свою сексуальность.
Инстаграм не впервые увидел откровенные снимки с важным подтекстом. В январе 2018-го студент московской «Бауманки» убил и изнасиловал свою бывшую девушку. В СМИ и соцсетях убитую девушку обвинили в распущенности и публикации откровенных снимков. Ответом на волну «Сама виновата» стал флешмоб: тысячи девушек стали выкладывать провокационные фото с хештегом #этонеповодубить.
Сейчас Евгения Скворцова учится в Риге, Сабина Варданашвили — в Москве, а Евгений Томилов по-прежнему в Архангельске: GASP живёт на три города. 11 января трое создателей проекта собрались в небольшом гараже на Гайдара, 6 — вместе с друзьями и моделями.
«Регион 29» побывал на андеграунд-мероприятии и пообщался с юными фотографами о феминизме, бунте и аналоговой фотографии.
— Евгения, вы разделяете идеи феминизма?
— Не разделять идеи феминизма может только шовинист, потому что феминизм не про бесконечную борьбу, не про противостояние мужского и женского, а про равноправие. Я не из тех, кто бешено борется непонятно за что, и не из тех, кто выглядит как раздражающие феминистки. Я за мягкую силу, за мягкое проталкивание важных идей.
— Феминизм осуждает объективацию женщин. В чём разница между ней и вашим способом изображения красоты женского тела?
— Традиционно женская красота воспринималась в контексте мужского взгляда. Мы решили поиронизировать над этим, разместив фотографии на стенах гаража. Мы снимаем наших моделей такими, какие они есть, пытаемся показать их честными, открытыми. Это весёлые бойкие девушки, которые не боятся идти на риск. Конечно, для большинства съёмка стала способом перешагнуть через себя. Для многих это был первый опыт откровенной съёмки, но далеко не первый опыт какого-то маленького бунта. В наших снимках нет нарочитого вульгарного эротизма, есть просто какая-то искренняя сексуальность, которая может существовать вне контекста отношений мужчины и женщины.
— Почему вы снимаете на плёнку?
— Аналоговая фотография умеет запечатлеть момент так, как не всегда получается в «цифре». Плёночную фотографию не хочется обрабатывать, сильно редактировать. Она получается сырой, очень яркой. И женская сексуальность на ней выглядит такой, какая есть, очень мясистой что ли.
Евгений Томилов оказался единственным мужчиной, допущенным в этот женский мир.
— Иногда я чувствовал себя неловко, — рассказал молодой человек. — Я начинал фотографировать Женю и что-то нашёл для себя в этом. Мне понравилось, что девушки раскрываются — пусть это прозвучит нелепо, — как цветы. Просто человеку становится хорошо с самой собой. Я старался вести себя максимально уважительно и предупредительно. На съёмке не могло произойти ничего из того, чего модель бы не захотела — это бы разрушило всю идею проекта. Для меня неожиданностью стала та степень откровенности, которую девушка могла себе позволить перед камерой.
Одной из героинь проекта GASP стала Рита. Для неё откровенная фотосессия стала совершенно новым опытом.
— В таком стиле я фотографировалась в первый раз, и здорово, что это произошло, — рассказала девушка. — Мы снимались в помещении, которое связано с тем, чем я занимаюсь, — музыкой. Было интересно моё увлечение с новой стороны. Мне очень близки идеи бодипозитива, и я вижу в этом проекте многое от него. Здорово, что на этих фотографиях — не какие-то супермодели, а обычные люди. У меня куча знакомых есть на фотографиях. Свои портреты я выкладывала на своих аккаунтах. Мне очень повезло с окружением: не было никаких отрицательных комментариев, все, наоборот, восхищались.