Однако понимание того, что это направление является привлекательным для многих стартапов, не понаслышке знают в Корпорации развития Архангельской области, которая выступила инициатором очередной встречи с социальными предпринимателями.
Главной темой встречи стали вопросы «Что же такое социальное предпринимательство?», «Где его место в мире?» и «Что необходимо сделать всем заинтересованным сторонам для развития подобных инициатив в регионе?».
Первой на поставленные вопросы постаралась ответить одна из основательниц мастерской кукольного искусства «Антресоль» Елена Пантина. По её мнению, социальное предпринимательство — это, прежде всего, любовь к своему делу.
— Наша социальная задача — продвигать традицию в современное искусство. Мы помогаем молодым мастерам, устраивая их выставки на территории своей мастерской, оказываем поддержку общественной организации «Мост», — рассказала о своей работе Елена Пантина.
Надежда Пономарёва из «Северной мануфактуры» в свою очередь считает, что социальный бизнес должен участвовать в формировании ценностей, в том числе и у детей.
— Предприятие, которое показывает своим примером отношению к людям, к своему региону, культуре и истории — это для меня социальный предприниматель. Лично мы работаем с людьми с ограниченными возможностями и многодетными матерями — трудоустраиваем их. Актуализация орнаментов, традиционных ремёсел и традиций — ещё одна наша задача, — поделилась своим взглядом на ситуацию Надежда Пономарёва.
Свое согласие
с предыдущим оратором выразила и
представитель компании «Северный
гостинец» Наталья Усачёва. Продвижение
поморских традиций и колорита даже на
общероссийский уровень является одной
из важнейших задач предпринимателей-северян.
Помочь же развитию социального предпринимательства, по мнению участников дискуссии, должна его популяризация — донесение до общественности информации об успешных примерах подобной деятельности. Кроме того, ответственный перед обществом бизнес был бы совсем не против получить поддержку от властей — например, преференции по налогообложению и возможность арендовать муниципальные помещения со скидкой или льготами. Еще один вариант роста и развития — совместная работа с крупными компаниями и предприятиями, как местными, так и федеральными.
— Очень важно понимать, что когда социальный предприниматель выходит на рынок со своими продуктами или услугами, ему приходится на равных условиях конкурировать с теми, кто ведёт бизнес по-другому. Кто-то действует жёстко, а кто-то — несёт дополнительную социальную нагрузку, не имея никаких преференций, — считает представитель фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Светлана Бызова.
Согласен со Светланой и управляющий делами КРАО Евгений Дерягин, который координирует работу с федеральными и региональными институтами развития, оказывающими поддержку, в том числе, и проектам социальной направленности.
— Безусловно, важно выстроить диалог между социальным бизнесом и крупными предприятиями региона для того, чтобы найти точки взаимодействия. Региональные компании могли бы поддержать подобные инициативы, причём не только заказами, но и менторским сопровождением или другими формами поддержки, — отметил Евгений.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что социальные предприниматели Поморья уже научились создавать сувенирную продукцию, способную конкурировать с федеральными компаниями. Приближающийся международный форум «Арктика-территория диалога», безусловно, стимулирует их на поиски новых решений.
По результатам беседы КРАО подготовит ряд предложений и рекомендаций для крупных предприятий области и органов власти. Планируемый эффект от них — комфортное существование и развитие социального бизнеса в Архангельской области.