В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/2
Общество
Учимся смотреть авторское кино: советы кинокритика

Учимся смотреть авторское кино: советы кинокритика

06.12.2018 11:13Мария АТРОЩЕНКО
Профессиональный отборщик и кинокритик Алексей Медведев ненавидит спойлеры: сам признался. Но накануне старта кинофестиваля стран Арктики Arctic Open он сделал исключение.

Алексей Медведев — кинокритик, киноотборщик фестивалей, программный директор международного кинофестиваля «Послание к человеку» и куратор Якутского кинофестиваля. В этом году он стал отборщиком международной программы, куратором конкурсной и внеконкурсной программ Arctic Open.

На лекции-встрече «Как смотреть фестивальное кино и надо ли этому учиться?», которая прошла в Кирхе 5 декабря, он сделал архангельским зрителям пару интригующих намёков и рекомендаций, дал вдохновляющее напутствие, а также окончательно расставил точки над «i» — что такое авторское кино.

Одна из черт современного кинематографа, по словам Меведева, — это размытие границ между авторским и жанровым кино. Примерами этого размытия могут служить , по крайней мере, два фильма из программы Arctic Open — фильм-открытие «Затерянные во льдах» и датский триллер «Виновный». 

«Затерянных во льдах» (в оригинале — просто Arctic) режиссёр бразильского происхождения Джо Пенна снял в Исландии. Картина стала его дебютом: до этого он вёл канал на YouTube. Судьбу фильма решило то, что известный скандинавский актёр Мадс Миккельсен прочитал сценарий о лётчике, потерпевшем крушение в Арктике, и согласился сниматься. Кстати, Миккельсен, по словам Медведева, тоже пример слияния — он и в «Звёздных войнах» и в марвеловском «Докторе Стрэндже» снимался, и в авторской «Охоте».

Фильм «Виновный» Густава Мёллера, выдвинутый на «Оскар» от Дании, Алексея Медведева просто потряс, его архангелогородцам он отчаянно рекомендовал. Это кино о бывшем полицейском, который вынужден отвечать на экстренные звонки. Однажды звонит женщина, которая обращается к нему «миленький мой». Герой понимает , что на том конце провода — похищенная.

— Подчёркнутая экспериментальность картины — её действие происходит в одном помещении полицейского участка — в сочетании с жанровой природой триллера даёт поразительный результат, — отметил Алексей Медведев. — Для меня это фильм, который запоминается на всю жизнь.

Кстати, на Arctic Open ленту представит актриса Джессика Диннэдж — голос похищенной героини.

Как понять, что кино авторское?

Наконец, Алексей Медведев назвал три критерия авторского кино.

  • уникальность: авторское кино — это такое кино, которое мог снять только тот, кто его снял. 

К примеру, «Зеркало» мог снять только Тарковский, а «Психоз» — только Хичкок. Гас Ван Сент попытался переснять культовый ужастик, но ничего не получилось: магия пропала. Кстати, именно поэтому авторское кино часто снимается режиссёром по его же сценарию. Хотя есть и исключения: Тим Бёртон всегда работает с чужими. Тем не менее, именно «Эдвард Руки ножницы», сценарий к которому написали по идее самого Бёртона, стал одним из ярчайших его высказываний.

  • непредсказуемость.

Вообще-то удивить в кино сложно: насмотренность у зрителей формируется с младенчества. К тому же, в кино, по словам Алексея Мевдедева, всё имеет значение. Если героиня кашляет со скорбным видом, отвернувшись от камеры, мы сразу догадываемся, что у неё чахотка. Тем не менее, авторское кино удивить всегда умудряется. 

— Иногда внутренний мир автора настолько богат, как, например, у Терри Гиллиама, что его произведение настолько же сложно, как сама жизнь, — пояснил Медведев. — А иногда автор настолько мощен в интеллектуальном плане, что он завлекает нас в ловушку. Как Ларс фон Триер.

Пример такой непредсказуемости в программе Arctic Open — новый фильм автора «Рассказов» Михаила Сегала «Слоны могут играть в футбол». Этот фильм, выданный маркетологами за современную «Лолиту», по словам Медведева, — совсем не то, чем кажется. При этом, Михаил Сегал, по мнению отборщика, ничуть не менее интересен, чем Андрей Звягинцев.

  • чувство, что ты находишь настоящую драгоценность. Авторское кино — это кино, которое смотришь не глазами, а всем своим телом, всей своей жизнью. Такое кино открывает зрителю нечто новое о его жизни, о жизни человечества.

Плодотворной почвой для размышления Алексей Медведев назвал ещё один конкурсный фильм Arctic Open — датских «Зимних братьев». Фильм , по словам эксперта, начинается как реалистическая драма о жизни шахтёров, а затем проваливается в мифы, как под землю: главные герои обретают сходство с библейскими Каином и Авелем. Эта картина рекомендована людям, которые ищут чего-то необычного. 

В программе Arctic Open — ещё много интересного. Фильм «Глубокие реки» ученика Александра Сокурова Владимира Битокова, мощная «Царь-птица» с этническим колоритом, сильное высказывание о жизни эмигрантов в современной Европе — «Соблазнитель», снятый уроженцом Тегерана Миладом Алами в Дании. А ещё — десятки короткометражек и документальных фильмов.

Второй кинофестиваль стран Арктики стартует 6 декабря и продлится в Архангельске, Северодвинске и Новодвинске до 9 декабря. Вход на сеансы — либо бесплатный, либо по пригласительным, которые распространятся свободно, либо по льготным ценам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.