В Поморье объявлен особый противопожарный режим
Общество
Член жюри Arctic Open Дагур Кари Петурссон: «Короткометражка — где-то между рассказом и стихотворением»

Член жюри Arctic Open Дагур Кари Петурссон: «Короткометражка — где-то между рассказом и стихотворением»

01.12.2018 12:16Мария АТРОЩЕНКО
Уже 6 декабря в Архангельске стартует Второй кинофестиваль стран Арктики Arctic Open.

Северный зритель сможет увидеть десятки мировых премьер, красивейших документалок и жизненных короткометражек. А также — познакомиться с видными представителями киноиндустрии России, США, Исландии, Дании, Швеции и других стран. Например, с исландским режиссёром, автором четырёх полнометражных фильмов и участником международных кинофестивалей Дагуром Кари Петурссоном, который возглавит жюри в коротком метре.

В преддверии старта фестиваля «Регион 29» взял у Дагура Кари Петурссона интервью.

— Есть ли в фильмах, снятых на Севере, какой-то общий культурный код? Отличается ли фильмы с севера от фильмов, снятых на Юге? Не только картинкой, но темами, сюжетами, своеобразным темпераментом?

— Я всегда смотрю на то, что делает тот или иной фильм отличным, уникальным. Я лично никогда не привязываю географию производства фильма к наличию в нём каких-либо сходств или отличий. И вообще кинематографистов я рассматриваю как отдельных личностей, не как особый подвид людей. Сторителлинг — это феномен универсальный. Мы рассказываем друг другу истории, чтобы лучше понять себя и других. Обычно в истории герой сталкивается с ситуацией, которая вгоняет его в страх, и он при этом находит в себе силы его превозмочь — проходя и через этап «надежды» и через этап «очищения». Это, по сути, и есть то общее, что и делает истории понятными представителям всех культур и народов.

— Справедливо ли, что вас, как режиссёра, привлекают герои-аутсайдеры?

— Я не стал бы говорить за всех аутсайдеров. Как и среди всех остальных людей, среди них есть интересные и неинтересные. Мне интересны некоторые. В историях о них ключевой темой становится конфликт героя с обществом, в котором он живёт. То есть, аутсайдер вносит конфликт в сюжет автоматически. И на этом можно построить целую историю.

— Интересует ли вас, как режиссёра, тема Арктики в кино?

— Лично мне, как человеку, тема Арктики интересна. Однако ее социально-политическая сторона меня, как кинематографиста, не очень привлекает. С помощью кинематографа я создаю вселенные, которые существуют внутри данного конкретного фильма и только в нём — некий микрокосм, который живёт на несколько иной волне.

— В начале своей карьеры вы, как и многие начинающие режиссёры, снимали короткометражные фильмы. А сейчас снимаете полнометражное игровое кино. Чем короткий метр отличается от полного, в чём его плюсы и минусы?

— В литературе мы обычно говорим о трёх основных жанрах — роман, повесть или рассказ и поэзия. Полнометражная картина — где-то между романом и рассказом. Короткометражный фильм — между рассказом и стихотворением. Короткий метр открывает поле для экспериментов. Он, как ни что иное, лучше всех передаёт и обыгрывает язык образов. Как поэзия. Его недостаток заключается в том, что массовый зритель не часто ходит его смотреть. Аналогично поэзии.

— Вам предстоит оценить 20 короткометражных фильмов. Как собираетесь судить, по каким критериям?

— Я буду руководствоваться тем, слышится ли в фильме индивидуальный посыл автора и не является ли он «продуктом необходимости».

В течение кинофестиваля в Архангельске пройдёт ретроспектива фильмов Дагура Кари Петурссона. Расписание показов — здесь.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.