В Виноградовском округе два человека погибли в аварии с грузовиком
1/5
Общество
Архангелогородцы побывали в «Исчезнувшем городе» и начали отсчёт до Нового года

Архангелогородцы побывали в «Исчезнувшем городе» и начали отсчёт до Нового года

27.10.2018 17:25Мария АТРОЩЕНКО
Вечером 26 октября в Камерном зале Поморской филармонии прошёл уникальный концерт, посвящённый 250-летию Кирхи.

Немецкая слобода существовала в столице Русского Севера фактически — с конца XVII века, а по документам — с начала XVIII столетия. В 1920-х этот город в городе исчез, но в честь 
четвертьвекового юбилея здания, являвшегося в свои времена центром прихода евангелической церкви для архангельских лютеран, в Поморской филармонии возродили память о нём силами музыки, театра и видео-арта.

На создание образа исчезнувшего города в этом синтетическом музыкально-театральном представлении работало всё — Чайковский в исполнении симфонического оркестра во главе с дирижёром Виктором Воробьёвым, Бах на органе от специального гостя — органиста Петрикирхе в Санкт-Петербурге Сергея Силаевского, видео-инсталляции Сергея Жигальцова и песочные картины северодвинского художника Александра Менухова. Всё сложилось в единую картинку благодаря режиссёру-постановщику вечера — Алексею Ермилышеву.

Татьяна Боченкова.Татьяна Боченкова.

Документальной точности и живой эмоции вечеру придали воспоминания жительниц архангельской Немецкой слободы — девочек, девушек и женщин, ходивших в сочельник в Кирху, учившихся в женской гимназии на Троицком проспекте, гулявших по тундре за городом, проводившим лето в деревне на Кегострове. Их голоса озвучили актрисы «архдрамы» — Ольга Зубкова, Мария Степанова, Татьяна Боченкова и Татьяна Сердотецкая, — а также юная начинающая актриса театральной студии Алина Семёнова.

Мария Степанова.Мария Степанова.

В этот вечер в Камерном зале царила атмосфера праздника, ожидания зимы, Нового года, а вместе с ними — и чуда. Уюта и волшебства происходящему добавил приглушённый свет. Музыканты симфронического оркестра играли в полутьме: их сосредоточенные лица и нотные станы освещали лишь крохотные лампочки. 

Предощущение праздника звучало и в воспоминаниях юных лютеранок — о предвкушении встречи с ёлочкой, о хвойном запахе за дверью, об оставленных у печки-голландки башмачках, в которые Дед Мороз положит апельсины и орехи… Рождественская сказка оживала и на песочных картинах Александра Менухова, который нарисовал девочку Мари и Щелкунчика на ёлке.

Александр Менухов.Александр Менухов.

Во втором отделении концерта, когда после длинного антракта белый полог для видеопроекций остался на месте, некоторые зрители заволновались: а будет ли орган? Но лёгким движением актрисы «архдрамы» одёрнули занавес, и «король инструментов» с органистом Сергеем Силаевский открылся взору. Радость от встречи была не менее сильной, чем у ребёнка от встречи с ёлочкой.

В паре с симфоническим оркестром, оставшимся на сцене, орган затопил Кирху музыкой. 

Культура и религия

Специальным гостем юбилейного вечера стал пастор Петрикирхе, пробст Северо-Западного пробства Немецкой Евангелическо-Лютеранской церкви России, полномочный представитель архиепископа этой церкви Михаэль Шварцкопф. Петербургскую общину святой Анны и святого Петра с Поморской филармонии связывают добрые творческие отношения.

— Отношения с этой Кирхой основаны на прошлом этого прекрасного здания, — отметил Михаэль Шварцкопф. — Оно служило как церковь до 1920-х годов и потом закрылось, но мы очень рады, как лютеране России, что она открылась заново, как место культуры. Со звуками органа в это здание вернулась определённая лютеранская духовность. Для нас, лютеран, культура и религия очень тесно связаны. И для меня, как для пробста, очень важно присутствовать пр столь знаковом событии в этом зале.

Михаэль Шварцкопф.Михаэль Шварцкопф.

В будущем Поморская филармония и Петрикирхе планируют развивать сотрудничество: продолжать обмениваться артистами и устраивать совестные выступления.

— Может быть, в Германии, — добавил Михаэль Шварцкопф. — У Архангельска там есть город-побратим Эмден, там нам будут очень рады приветствовать. А у моей общины в Петербурге есть партнёрская община в Гамбурге, в церкви святого Михаила. Там наши органисты тоже могли бы сыграть. Это был бы прекрасный обмен. 

Благодаря оркестр за выступление, Михаэль Шварцкопф признался, что в их музыке увидел своего рода богослужение. Потому что у лютеран любая работа, как служение Богу, — святая.

Самые стойкие зрители в этот вечер дождались праздничного колокольного звона с башни Кирхи.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.